37,3K подписчиков

Подписчики открыли мне Должанку с другой стороны

2,9K прочитали

После публикации статьи про Должанку👇

в комментариях я получила от подписчицы приглашение посетить Должанскую косу еще раз.

После публикации статьи про Должанку👇 в комментариях я получила от подписчицы приглашение посетить Должанскую косу еще раз.

И вот уже мы вместе с Альфией и ее мужем Дамиром едем на их машине в сторону Должанки. Дорога мне уже хорошо знакома. Снова за окном бескрайние поля подсолнухов, кукурузы, пшеницы...

В этот раз меня повезли к самому окончанию косы Долгая. Дорога к окончанию косы ужасная, едешь как по стиральной доске). Вокруг как будто выжженная солнцем степь, которую украшают редкие кустарники и заросли желтой дикой мальвы.

Дорога на Должанскую косу
Дорога на Должанскую косу

А еще, то тут, то там из земли торчат голые чахлые деревца.

Фото из интернета
Фото из интернета

По дороге ребята рассказали мне, что эти деревца это то, что осталось от шикарного леса, после наводнение в 2014 году.

Потом уже дома я почитала про то наводнение и про лес, который тут рос. Оказывается, в 70-е годы прошлого века на косе Долгой начали вручную, буквально на ракушечнике, высаживать лес. Сначала экспериментально высадили 60 пород саженцев: сосну, тополь, клен, березу, облепиху, тую, шиповник.

Местные жители были уверены, что саженцы не приживутся. Но растения не только не погибли, но и пошли в рост. Оказалось, что здесь под толстым слоем ракушечника бьют ключи, которые и питали саженцы.

Затем, каждый год, высаживали все больше и больше деревьев и кустарников. И вот в 80-е годы на косе Долгой разросся целый лес, в котором даже росли грибы и ягоды.

Лес на косе Долгой, фото из интернета
Лес на косе Долгой, фото из интернета

Но 24 сентября 2014 года в Ейском районе случился сильный ураган, который привел к наводнению. Была затоплена Ейская коса, пострадали многие станицы на берегу Азовского моря и Таганрогского залива.

Косу Долгую залило практически полностью. Вода поднялась на 2 метра, а волны достигали 8 метров в высоту! Вот тогда и погиб весь лес на косе. Сейчас здесь каждый год потихоньку высаживают кустарники и деревья, но настоящий лес тут вырастет еще нескоро. Очень жаль((.

Коса Долгая тоже год от года меняет свои очертания. В интернете я нашла несколько снимков, и везде коса выглядит по-разному.

Альфия поделилась со мной своим фото, которое сделала в августе прошлого года. На нем отчетливо виден длинный песчаный "хвостик" косы.

После публикации статьи про Должанку👇 в комментариях я получила от подписчицы приглашение посетить Должанскую косу еще раз.-6

Но когда мы приехали в этот раз, то увидели только каменный выступ с тонкой полоской песка. То есть, песчаная часть полностью ушла под воду.

Но все равно зрелище было завораживающим. С одной стороны бурлили волны Таганрогского залива, а с другой стороны простиралась гладь Азовского моря. На фото из интернета, где съемки с воздуха, хорошо видна граница между ними. У меня, конечно, с телефона так красиво не получилось, но как есть).

На самом окончании косы мы побывали на территориях баз отдыха "Роза ветров", "Кристина", "Серфприют". Здесь все благоустроено, есть кафе, столовые, детские и спортивные площадки, баня, мангалы.

Мы остановились на пляже "Элита", искупались в море. Пляж хороший, песчано-ракушечный. Глубина в море есть, можно плавать. По цвету море не очень прозрачное, примерно как и в Ейске. Может быть, в отдельные дни оно и бывает прозрачным, но я пока не видела такого.

А это пляж со стороны Таганрогского залива. Тут мы не купались, просто прогулялись.

В море, как раз перед закатом, вышло много серферов, так как здесь базируется школа серфинга "Ветратория". Кстати, рядом с этой же школой серфинга мы как-то жили во Вьетнаме, в Муйне).

На косе очень много кемпингов, где можно отдохнуть с палаткой. Но, как сказали ребята, диких кемпингов почти не осталось, только организованные. Стоимость 1 суток в таких кемпингах 300-500 рублей за машину. На территории есть туалеты и душевые.

Мне понравился комментарий моего постоянного читателя Николая Ильина об отдыхе на Должанской косе:

После публикации статьи про Должанку👇 в комментариях я получила от подписчицы приглашение посетить Должанскую косу еще раз.-13

После такого комментария мне даже захотелось так же с палаткой отдохнуть на Должанской косе. Но только один день, не больше)).

А вы любите такой отдых? С палатками, с костром, на природе?

#ейск #должанскаякоса #туризмпороссии #отдыхспалатками #азовскоеморе

После публикации статьи про Должанку👇 в комментариях я получила от подписчицы приглашение посетить Должанскую косу еще раз.-14