Как мы уже говорили, годом создания института городовых можно считать 1862 год, именно в этом году вышел указ императора Александра II, который утверждал «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний». Таким образом, в 2022 году российскому городовому исполняется 160 лет. Возраст почтительный, и поэтому к нему и надо относиться с почтением и уважением. Но, к сожалению, среди наших сограждан, а, вернее сказать, горожан, встречается немало антагонистов, для которых вид «уличного стража» вызывает большое сомнение в его необходимости. «Кто просит пищи для сатиры/Кто для души, кто для пера…» - писал великий Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Так или иначе, но попробуем разобрать служебные обязанности нового и старого городового и вывести таким образом, спустя 160 лет, его современный портрет.
В качестве первоисточника для нашей публикации возьмем «Инструкцию городовым московской полиции», датированную 1883 годом. Сей документ был уставным для повседневной службы московских городовых Царской России, в других губерниях различия от московской Инструкции были незначительными. Также в качестве современного аналога данного документа будем руководствоваться нормативно-организационным «Положением о порядке пешего патрулирования», реализуемым в Нижнем Новгороде в рамках проекта «Новый городовой» с мая 2022 года. Оба текста дают достаточное понятие о том, чем должен заниматься городовой во время дежурства. Так, московская Инструкция 19 века вполне доходчиво дает определение городовому: «Городовой есть блюститель порядка и благочиния и страж, оберегающий личность и собственность каждого». В свою очередь в согласно настоящему Положению в должностные инструкции нового городового входит «профилактика и пресечение нарушений на улицах города», также он обязан «выявлять и пресекать случаи причинения имущественного вреда объектам инфраструктуры на маршрутах патрулирования…» Написано другими словами, но смысл одинаков!
Далее такие должностные совпадения становятся все очевиднее. «Городовой должен с публикою обращаться вежливо. Исполнение закона или полицейского распоряжения следует требовать с достоинством и настойчиво, но отнюдь не грубым или обидным образом…»- гласит 4 параграф Инструкции. Так же вторят старому параграфу и современные пункты Положения: «При общении с горожанами и туристами поддерживать вежливую манеру общения…» и читаем дальше - «оперативно информировать службы и организации города о событиях и происшествиях…оказывать первую медицинскую помощь, вызывать полицию по требованию граждан и туристов».
Тут мы подходим к одному важному аспекту в работе городовых – в доведении до полиции преступных деяний граждан, к которым прошлый и нынешний городовые применять силу не могли в принципе. Городовые могли лишь передавать сведения своему начальству. Для этого старые городовые вызывали посредством свистка себе в помощь городовых из соседних улиц (благо, они располагались рядом, и старались дежурить в видимости друг от друга). А новым городовым по Положению оказывают содействие частные охранники, которые вместе с ним патрулируют улицы. Главная обязанность их заключается не в охране городового (как считают многие), а в «осуществлении защиты граждан в случае угрозы возникновения чрезвычайной или конфликтной ситуации», в том числе посредством средств связи они могут оперативно вызвать полицию.
И здесь «сочувствующие» городовым граждане искренне недоумевают, почему городовых сопровождает охрана?
В качестве ответа уместно вспомнить наставление старого пискаря в незабвенном произведении Михаила Салтыкова-Щедрина: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба». Только, как мы прекрасно помним, премудрый пискарь решил подстраховаться и вовсе не высовывался в жизни до 100 лет, так и лежал «день-деньской в норе», покуда рыло его случайно не высунулось, тут и конец ему настал. Поэтому лежать «в норе» городовому не приходилось на протяжении 160 лет. Наоборот, он «обязан подавать помощь каждому, не только по востребованию, но и не выжидая просьбы о том».
По долгу службы работа «уличного блюстителя порядка» в сегодняшнее время «и опасна, и трудна», а обстановку на городских улицах особенно в темное время суток даже самый отъявленный оптимист не назовет спокойной, поэтому целесообразность сопровождения городового охранниками целиком оправдывает первоочередная необходимость защиты граждан. Конечно, и здесь кто-то не согласится, и это будет его правдой, которая, как известно, у каждого своя. Но по выражению все того же Салтыкова-Щедрина, человеку и счастье надо навязывать, так уж он устроен.