Найти тему
Anna.guddzenko

Саморегуляция, как волевой компонент

Вопрос владения саморегуляцией, актуален в вопросе работы с детьми, как никакой другой.

Саморегуляция осуществляется только посредством волевого усилия ребёнка и никак иначе.

Волевые качества вырабатываются и развиваются в течение всей жизни человека, но дошкольный это наиболее важный период, когда мы их закладываем. Каким образом?

1⃣ Через овладение навыками управления телом (моторика).

2⃣ Через привлечение к выполнению домашних обязанностей.

3⃣ Через регуляцию своего поведения и эмоций.

Что об этом говорят авторитеты?

"... Волевого человека характеризует не только действие, активно преодолевающее препятствие, но и выдержка, активно задерживающая ненужные движения и действия"

"...волевое усилие имеет в своей основе борьбу в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения, что научно объясняется законами высшей нервной деятельности, открытыми И.П.Павловым"

"...Волевое усилие имеет часто неприятную окраску (мой комментарий: вспомните про негативизм в наших занятиях по программе), и не всякий человек, в особенности ребёнок, способен его вызвать. Но вызывать у себя это усилие человеку нужно научиться, чтобы с успехом преодолевать трудности.

... С малых лет от ребёнка требуют соблюдения правил поведения, среди которых режимные требования занимают особенно большое место. Мыть руки перед едой, сидеть за столом и есть определённым образом, следить за одеждой и обувью, во-время ложиться спать, задерживать чрезмерную резвость, быть вежливым - всё это выступает для ребёнка как большая серия сложных волевых действий, которыми нужно овладеть. В процессе выполнения этих действий крепнет воля, вырабатываются дисциплинированность и выдержка ".

(В.И.Селиванов "Воспитание воли школьника" 1955)

А теперь вспомните, о чем я рассказываю вам в своих эфирах, книге и консультациях:

🟢 Произвольность (осознанное выполнение) в речи, в занятиях приходит только через многократное выполнение (тренировку), с этими качествами ребёнок не рождается, они вырабатываются только системной работой (а не всевозможными терапиями, препаратами и массажами).

🟢 Волевой компонент развивается и воспитывается через те упражнения и занятия, которые ещё НЕ освоены, которые требуют усилий со стороны ребёнка. То что легко получается - НЕ РАЗВИВАЕТ!

🟢 Воля - это когда ты МОЖЕШЬ подчинить своё тело, несмотря на его возбуждение/апатию, лень, хотелки/ не хотелки и это актуально не только для детей, но и для нас с вами! ... Это к вопросу нужно ли настаивать на выполнении задания, если ребёнок не хочет и сопротивляется.

❓А теперь подумайте и скажите, почему последние 30 лет так раскручивается "ванильная" педагогика, которая не заинтересована в воспитании воли в подрастающем поколении? Которая продвигает так называемое обучение через развлечение, выступает против дисциплины и чёткого соблюдения режима? Кто внимательно посмотрел лекцию А.В. Холопова, которую я опубликовала вчера (ссылка на неё здесь), без труда ответит на этот вопрос.

#аутизм #аутизмпобедим #аутизмнеприговор #методикагудзенко #зпр #зпрр #сенсорнаяинтеграция #нейрокоррекция #домашняякоррекция