Я руковожу небольшой студией веб-дизайна. Коллектив всей студии составляет шестьдесят человек – мы не слишком большая, но крепкая и дружная команда. Вернее, стали такой, после того как мне удалось победить токсичную атмосферу в офисе и наладить отношения между сотрудниками.
Вот что я для этого сделал.
Проанализировал конфликты
Итак, в тот самый день, когда я понял, что не хочу больше терпеть постоянные обиды, ссоры и сплетни между коллегами, я решил внимательнее понаблюдать за ними. Завел даже специальный блокнот и записывал туда: участников конфликта, причину (на мой взгляд) и пару примерных решений.
Что удалось выяснить: очень много недовольства испытывают новые сотрудники. Их старшие коллеги не всегда находят время, чтобы помочь разобраться в задаче. Зато «старички» весьма охотно передают свои задачи новеньким, просто скидывают все рутинные обязанности, которые им не хочется делать самим.
Тут, конечно, обиды неизбежны. А новички начинают объединяться между собой, общаться в своей замкнутой группе. Отсюда и источники сплетен – они охотно обсуждают, как несправедливо к ним относятся уже давно работающие коллеги.
Еще я заметил, что коллеги часто ссорятся, когда не понимают границ своей ответственности. Например, не удалось до конца реализовать задачу, клиент обращается с претензиями, замечаниями – а сотрудники тратят много времени на то, чтобы выяснить, кто виноват. А ведь гораздо проще было бы объединиться и быстро исправить ошибку!
Наладил процессы
Первое, что я сделал – переписал рабочие регламенты. По каждой задаче уточнил объем работ и KPI, а еще прописал, за какой этап процесса какой сотрудник ответствен.
Затем поработал над постановкой задач. Мы давно пользовались сервисом для планирования, где руководитель ставит задачи на подчиненных. Проблема в том, что в нем фиксировалась хорошо если половина работ. Пришлось серьезно актуализировать списки задач. Я разработал для каждого действия свою задачу и обязал сотрудников любое поручение фиксировать в планировщике.
Дольше всего размышлял над тем, как улучшить адаптацию новых сотрудников. Решил установить институт кураторов – официально назначать для каждого нового сотрудника помощника. Куратор должен помогать новичку первые три-четыре месяца: объяснять, подсказывать, отвечать на вопросы, а если вопросов нет, то подходить и интересоваться, как идут дела. За дополнительную работу стал награждать кураторов премией – немаленькой, примерно в треть оклада.
При этом сам куратор не должен ставить задачи на нового специалиста. Я решил, что эту власть оставлю только руководителям.
Минимизировал авралы
Еще одна причина конфликтов – всеобщий стресс. А он возникает, когда сотрудники перманентно находятся в аврале, вынуждены торопиться, подгонять друг друга, задерживаться на работе.
Чтобы положить этому конец, я пересчитал нагрузку на каждый отдел. В двух отделах решил пополнить штат: нанял еще одного веб-дизайнера и менеджера по работе с клиентами.
Предложил пространство для совместного общения
Нормальной коммуникации в офисе, честно говоря, не хватало. Я решил создать на работе условия и для делового, и для личного общения.
Во-первых, я ввел обязательные планерки. Раньше они собирались на усмотрение руководителей, но этого явно не хватало. Теперь сотрудники будут собираться своими отделами в переговорной каждую пятницу – обсуждать, что было сделано за неделю, вместе думать над проблемными моментами и, что тоже очень важно, радоваться успехам друг друга.
Второй момент: для общения вне работы я решил ввести корпоративные занятия спортом. Договорился со знакомым спортивным центром на льготных условиях. Теперь большая часть коллег сильного пола два раза в неделю играет в футбол. Я увидел отличный результат уже после первой тренировки – общения в коллективе стало заметно больше. Командная игра – это именно то, что нам нужно, и в бизнесе, и в жизни!
А вот женская половина коллектива выбрала занятия йогой. Что ж, тоже неплохо: снижает стресс и для здоровья полезно.
Планирую пойти на тренинг для руководителей
Признаюсь честно: в прошлых обидах и ссорах была и моя вина. Мне как руководителю не всегда хватало внимания к сотрудникам и умения их контролировать. Понимаю, что в каких-то моментах надо быть строже и принципиальнее.
Решил прокачать свои лидерские навыки – записался на тренинг для руководителей от кадрового и консалтингового агентства ShortList. Скоро буду знать еще больше лайфхаков для создания крепкой команды. Тогда обязательно поделюсь своими отзывами!
История от нашего клиента, Дениса Сапрыкина, 42 г., город Москва.