Маленькие дети часто погружены в фантазии, и поэтому родители, учителя и даже ученые часто думают о них как о неспособных отличить реальность от нереальности. Однако исследования показывают, что дети более вдумчиво относятся к различиям между фантазией и реальностью, чем это может показаться взрослым.
На самом деле, дети используют многие из тех же сигналов, что и взрослые, чтобы решить, является ли что-то реальным или нет. Таким образом, хотя маленькие дети не могут отличить фантазию от реальности так же успешно, как взрослые, они становятся более способными к этому по мере своего развития и приобретения большего количества знаний о мире.
Как развитие детей влияет на их понимание Фантазии и Реальности
Примерно в возрасте двух лет дети начинают притворяться. Они также верят в фантастических существ, таких как Санта-Клаус и Пасхальный Кролик, и часто имеют воображаемых друзей. И действительно, маленьким детям трудно отличить фантазию от реальности.
Однако в возрасте от трех до 10 лет дети постепенно становятся более искушенными в своей способности понимать разницу. Например, младшие дошкольники склонны верить, что все, что они видят по телевизору, реально, но к пяти или шести годам они понимают, что, если что-то нарушает физическую реальность, например, спецэффекты или анимация в их любимых телепрограммах, это ненастоящее.
В возрасте от 5 до 8 лет интерес детей к игре в притворство снижается, и они становятся менее склонными верить в фантастических персонажей.1 Затем, в возрасте от восьми до 12 лет, они все больше сосредотачиваются на реализме и стремятся понять реальный мир с помощью своих игрушек, игр и развлечений.
На самом деле, на этом этапе дети начинают критиковать телешоу, которые кажутся нереалистичными. Примерно в это же время дети начинают меньше интересоваться игрой в притворство.
Эту траекторию можно увидеть в одном исследовании, посвященном восприятию детьми вымышленных телевизионных персонажей. Расследование показало, что 4-летние участники верили, что Большая птица с улицы Сезам реальна. Однако участники в возрасте от 5 до 6 лет знали, что Большая Птица - это человек в костюме, поскольку они поняли, что персонаж нарушает физическую реальность.
С другой стороны, исследование также показало, что вымышленная семья в телешоу с живым действием, такая как Данфи в сериале "Современная семья" или Брэди из The Brady Bunch, не нарушает физическую реальность и даже напоминает что-то знакомое детям — детям в возрасте девяти и 10 лет. все еще верил, что такая телевизионная семья реальна.
Какие сигналы Используют Дети, чтобы Отличить Фантазию от Реальности?
Исследования показали, что дети и взрослые, как правило, используют схожие методы и полагаются на схожие сигналы, чтобы отличить фантазию от реальности. Эти методы и подсказки обсуждаются ниже.
Оценка Контекста
Когда взрослым предоставляется новая информация, мы судим об истинности этой информации, основываясь на контексте, в котором мы ее находим.
Хотя сегодня это стало более сложным, когда существует так много источников информации, что разные люди оценивают разные источники как более или менее надежные, мы, как правило, должны быть в состоянии согласиться с тем, что если мы читаем об открытии инопланетян в блоге, о котором мы никогда не слышали, мы должны скептически относиться к информации.
Напротив, если мы прочитаем о новостях на веб-сайте НАСА, мы должны быть более склонны им верить.
Исследование с участием детей в возрасте от 3 до 6 лет показало, что дети также использовали контекстные подсказки, когда им рассказывали о животных, с которыми они не были знакомы. Когда они слышали, что новые животные были собраны драконами или призраками — фантастический контекст, — они с меньшей вероятностью верили, что животные действительно существовали, чем если бы им сказали, что их использовали врачи или ученые — научный контекст. Эти результаты были замечены у участников в возрасте 4 лет.
Существующие Знания
Еще одна вещь, которую делают взрослые, когда мы сталкиваемся с новой информацией, - это сравниваем ее со знаниями, которыми мы уже обладаем. Если то, что мы знаем, подтверждает новую информацию, мы решим, что она правдоподобна.
Однако, если информация не имеет смысла, основываясь на том, что мы уже знаем о мире, мы отвергнем ее как ложную.
Исследования, в которых участвовали дети в возрасте от 5 до 8 лет, показали, что дети также используют свои существующие знания для оценки достоверности новой информации. Единственная разница заключается в том, что дети приобрели меньше знаний о мире, чем взрослые.
Кроме того, взрослые склонны потчевать детей историями о волшебных событиях и фантастических существах, таких как говорящие волки, дома из конфет и толстые мужчины, которые спускаются по трубам и доставляют подарки на Рождество. Это делает детей более склонными верить в фантазию.
Однако по мере взросления и приобретения новых знаний дети становятся более способными точно отличать фантазию от реальности.
Оценка Экспертных знаний
Конечно, большая часть информации, которой подвергаются как взрослые, так и дети, является результатом общения с другими людьми. Однако мы не верим кому попало. Взрослые с гораздо большей вероятностью поверят, что определенный вид пищи вреден для нас, если мы услышим это от знакомого врача в LinkedIn, чем если мы услышим это от нашего друга-теоретика заговора в Facebook.
Исследования показали, что дети делают то же самое. Когда детей-участников исследования попросили решить, является ли новый вид рыбы настоящим или нет, они с большей вероятностью поверили бы в существование животного, если бы это утверждал смотритель зоопарка, который считался бы экспертом, чем если бы это сделал повар, не являющийся экспертом.
Как Взрослые могут Помочь Детям Научиться Отличать Фантазию от Реальности?
Дети знают, что взрослые более осведомлены, чем они сами, и поэтому они с большей вероятностью поверят информации, которой делятся с ними взрослые, чем информации, поступающей от других детей. Следовательно, взрослые могут сыграть определенную роль в том, чтобы помочь детям научиться понимать разницу между фантазией и реальностью.
В частности, родители и опекуны могут давать рекомендации во время рассказывания историй или во время чтения, просмотра телепередач или фильмов или взаимодействия с онлайн-контентом, просто отвечая на вопросы детей и помогая свести к минимуму недопонимание того, что реально, а что нет. Программы медиаграмотности, когда они доступны, также могут помочь детям научиться отличать фантазию от реальности.
Тем не менее, если ваш ребенок верит в Санта-Клауса или Большую Птицу, специалист по психологии Жаклин Вулли говорит, что нет причин препятствовать им.6 Дети не испытывают недоверия к взрослым, когда узнают, что эти фантастические фигуры не реальны.
Более того, общение с этими фигурами дает детям возможность развить свои способности отличать фантазию от реальности. Кроме того, так или иначе, к тому времени, когда дети достигают раннего подросткового возраста, они приобретают достаточно знаний и достаточно взрослеют, чтобы их способность отличать фантазию от реальности была такой же, как у взрослого.