Найти тему
Древности нашей ойкумены

Агатодемоны на защите фамилии: роскошное домашнее святилище в Помпеях

Желая рассказать вам, наши дорогие читатели, о новых открытиях в Помпеях, мы кое-что поняли. Пару лет назад написав блог для N + 1 про свежераскопанный ларарий, про дзен-то мы и забыли. Так что сначала придется исправить этот недочет, а потом представить вам новости.

Итак, несколько лет назад в Помпеях решено было раскопать «клин» - треугольный участок в северо-восточной части древнего города. При Бурбонах, правителях Неаполитанского королевства, этот район был немного исследован. Ну, как исследован – мы бы сейчас назвали это грабительством: в окаменевшем пепле и лапилли раскопщики проделывали тоннели, произвольно пробивая стены домов, и доставали оттуда предметы древнеримского быта для королевского музея.

В этой комнате Дома Юпитера рядом с дверным проемом (справа) виден пролом тоннеля королевских раскопщиков / Parco archeologico di Pompei
В этой комнате Дома Юпитера рядом с дверным проемом (справа) виден пролом тоннеля королевских раскопщиков / Parco archeologico di Pompei

После того, как потрошение нескольких домов на этом участке, по мнению куратора от короля, было завершено, сюда свозили грунт с раскопок в других районах. При этом в кварталах вокруг «клина» все же было откопано впоследствии несколько домов, которые можно посетить туристам.

Новая расчистка участка позволила бы соединить переулком две давно раскопанные параллельные улицы, а заодно и укрепить фасады древних домов, которые сильно страдают во время дождей. Так и был открыт внутренний садик небольшого дома, а в нем…

На этой фотографии в углу садика сидит на корточках Массимо Осанна – тогдашний директор Помпей / Parco archeologico di Pompei
На этой фотографии в углу садика сидит на корточках Массимо Осанна – тогдашний директор Помпей / Parco archeologico di Pompei

Целая стена садика была расписана фресками, а на высоте человеческого роста располагалась ниша, устроенная в виде храма – с пилястрами и фронтоном на них.

Стена с расписным ларарием / Parco archeologico di Pompei
Стена с расписным ларарием / Parco archeologico di Pompei

Мы уже рассказывали, что такое ларарий, поэтому в данной статье тратить на это время не будем. Лучше подробнее разберем декор вновь открытого.

Ларарий выглядит, как картина на стене – размером 4х5 метров. Нижний ярус изображает сад с невысокими растениями – в нем прогуливается павлин. Учитывая, что роспись украшает стену настоящего садика, можно представить, как павлин неожиданно для зрителя «выглядывал» из травы.

Два нижних яруса росписи / Parco archeologico di Pompei
Два нижних яруса росписи / Parco archeologico di Pompei

Нижний ярус отделен от следующего над ним красной чертой: здесь в центре нарисован алтарь, к которому ползут две змеи. На алтаре уже разложены бескровные жертвы – шишка пинии и яйца. А змеи и есть те самые агатодемоны, вынесенные в заголовок нашей статьи, - добрые духи, символизирующие процветание и удачу. Им следовало приносить жертвы для их пущего расположения.

Бескровные жертвы на алтаре / Parco archeologico di Pompei
Бескровные жертвы на алтаре / Parco archeologico di Pompei

А выше изображения алтаря располагалась ниша для статуэток богов, пенатов, ларов – всех тех существ, что имеют возможность защитить семью и дом от любых невзгод. Возможность они имеют, а желание это делать зависело от правильного поведения патер фамилиас – главы всей фамилии (семьи, включая даже рабов). Именно он организовывал церемонии и подносил жертвы.

Ниша ларария / Parco archeologico di Pompei
Ниша ларария / Parco archeologico di Pompei

Ниша здесь решена в виде небольшого храма – две пилястры (выступающие из стены колонны) и треугольный фронтон на них. Пара ларов нарисованы по обеим сторонам ниши, и вся она прихотливо раскрашена.

За алтарем с агатодемонами и вокруг ниши тоже изображен сад: кусты, цветы и певчие птицы, выписанные довольно реалистично.

Птицы сада на стене / Massimo Osanna
Птицы сада на стене / Massimo Osanna

У стены с ларарием сохранился маленький алтарик – настоящий, тот, на который приносили жертвы обитатели дома.

Алтарь / Parco archeologico di Pompei
Алтарь / Parco archeologico di Pompei

Но это еще не все: соседняя с ларарием стена тоже была украшена большой фреской. Но совершенно другого настроения.

В противовес светлой и спокойной картине ларария рядом размещена сцена охоты: хищники нападают на кабана, рядом скачет олень навстречу лошади.

Сцена охоты нарисована на великолепном фоне – помпейском красном. Этот цвет в свое время, когда Помпеи открыли для публики, просто потряс европейцев / Parco archeologico di Pompei
Сцена охоты нарисована на великолепном фоне – помпейском красном. Этот цвет в свое время, когда Помпеи открыли для публики, просто потряс европейцев / Parco archeologico di Pompei

Но и это не конец шикарной отделки сада. Стена напротив ларария тоже была украшена росписью, из которой сохранился большой фрагмент на ярко-желтом фоне.

Фреска на стене напротив ларария / Parco archeologico di Pompei
Фреска на стене напротив ларария / Parco archeologico di Pompei

Вот теперь все, и в следующей публикации мы сможем приступить к обзору новых находок в этом доме.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.