Найти тему
Восемь лап!

Как выглядела самая смертоносная катастрофа с фейерверками, занесенная в книгу рекордов Гиннеса

В письме к своей жене Эбигейл от 3 июля 1776 года Джон Адамс задал тон более чем двухсотлетнему празднованию Дня независимости в Америке. «Это должен быть торжественный день с песнями и парадом, — писал он, — с представлениями, играми, спортом, ружьями, колоколами, кострами и иллюминациями от одного конца этого континента до другого, от этого времени и навсегда».

Запрос Джона Адамса на «Костры и иллюминацию», вероятно, отражает непреодолимый энтузиазм европейцев 18-го века по поводу фейерверков, которые были обычным компонентом любого праздника.

Во Франции тогдашний монарх Людовик XV устраивал замысловатые фейерверки в ознаменование, казалось бы, любого события, заслуживающего хотя бы намека на помпезность и торжественность. Масштабные фейерверки отмечали свадьбу 1739 года мадам ла Премьер из Франции и дона Филипе из Испании, а также захват замка Гранд в 1745 году и Ипра в 1747 году.

-2

Все фейерверки Людовика XV были созданы официальными пиротехниками короля, братьями Руджери. Семья Ружжьери, чья компания по производству фейерверков работает до сих пор, была пионером в том, что мы видим в современных фейерверках: движущиеся эффекты, уникальные формы и «быстродействующий» фитиль, используемый для одновременного зажигания нескольких ракет, — все это изобретения Ружьери.

К сожалению, помпезные огни Руджери также привели к тому, что Книга рекордов Гиннеса до сих пор считает худшей в мире катастрофой с фейерверками с точки зрения количества смертей.

Иллюстрация фейерверка в честь свадьбы дофина с Марией-Антуанеттой 30 мая 1770 года.
Иллюстрация фейерверка в честь свадьбы дофина с Марией-Антуанеттой 30 мая 1770 года.

Катастрофа произошла 30 мая 1770 года в рамках празднования свадьбы Марии-Антуанетты с дофином, позже известным как Людовик XVI. В отличие от большинства несчастных случаев, связанных с фейерверками, многочисленные травмы и смерти не были вызваны пожаром или прямыми травмами, вызванными самими фейерверками.

Книга Генри Сазерленда 1893 года «История Парижа, Старого и Нового Парижа: его история, его люди и места» дает яркое описание того, что произошло:

Все шло хорошо, как вдруг порыв ветра пронесся по толпе, несколько ракет взорвались лишь частично. Фейерверки, как и многие изобретения итальянского происхождения, все еще были для массы французской публики относительной новинкой; и этого, вместе с неудобством и даже опасностью падения пылающих снарядов среди тысяч возбужденных и тесных зрителей, было вполне достаточно, чтобы объяснить ужасную неразбериху, повлекшую за собой многие сотни несчастных случаев со смертельным исходом.
-4

Когда толпу охватила паника, люди бросились к Рю-Рояль по узкой улице и многие были растоптаны. Сазерленд отмечает, что официальное число погибших, указанное правительством, составляет 133 человека, но многие граждане считают, что это число сильно занижает истинное число жертв. Сазерленд пишет:

«Я знаю многих людей, — говорит Мерсье в своей «Парижской картине», — которые через тридцать месяцев после этих ужасных сцен все еще носят следы от вдавленных в них предметов. Могу без преувеличения сказать, что во всеобщей панике и давке погибло более тысячи двухсот несчастных. Одна целая семья исчезла; и едва ли найдется семья, которой не пришлось бы оплакивать смерть родственника или друга».
-5

Удивительно, но на Руджери, похоже, не возложили большую часть вины за трагедию. Утверждается, что парижане считали Армана-Жерома Биньона, тогдашнего прево де маршанов Парижа (должность, сродни городскому менеджеру), ответственного за трагедию.

В книге «Жизнь и времена мадам дю Барри» Роберт Б. Дуглас приводит английский перевод анекдота об этом инциденте:

Парижане вряд ли ожидали, что Биньон будет наказан, но им было противно видеть его в своей ложе в Опере, через три ночи после несчастного случая, и какой-то остроумец составил анаграмму на его имя, Ibi non rent, Damna gero, (я не хороший, я причиняю вред).
-6

На самом деле, именно после взрывов 1770 года Клод-Фортюне Ружьери открыл химические соединения, которые позволили создать фейерверки разных цветов, расширив популярность фейерверков в Европе и укрепив решающую роль Ружжьери в развитии современных фейерверков.

Фейерверки, которые люди видят сегодня, мало чем отличаются от тех, что придумали Руджери в 18 веке. Соответственно, фейерверки остаются невероятно опасными: по данным Комиссии США по безопасности потребительских товаров.

Помните, что фейерверки вызывают несчастные случаи уже более двух столетий, и оставьте пиротехнику экспертам.

-7

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц