Свобода – его основной выразительный язык. Он не соприкасается с условностями и правилами искусства, но его сопоставляют со стрит-артом или аутсайдерским искусством. Он пытается поглотить собою пространство, вразрез собственной идеи, сюжету. Его приписывают к трэшу, к «кладбищу примитивных уродцев». И у него отсутствует как таковой рост – с годами не прослеживается ни грамма развития. Так коротко можно сказать о ЖЭК-арте, дворовом «либертарианстве».
Назад
В детстве, помнится, зимой слепил я снеговика у себя во дворе, но вместо классического ведра и морковки использовал другие сподручные средства. На голову зимнему человечку нацепил старый дуршлаг, носом послужила ручка от молотка, а рот раскрасил помадой… как смог. Валялась дома бесхозная. Приделал снеговику-буратино пуговицы и галстук. Нашёл где-то обрезки ткани. С ногами весело вышло. Два велосипедных колеса «прикрутил» по бокам своего передового снеговика. И мог ли я тогда знать, что моё творение, моя статуя из снега каким-то образом имеет, и даже не по касательной, прямое отношение к ЖЭК-арту. Попадание прямо в «яблочко», не так ли?
…в ВКонтакте
Буквально недавно в ВКонтакте, в группе от нашего издания, мною была размещена подборка фотографий как раз из серии жэковского натюрморта. Сверху наспех написал «… скудность, маргинальность и бездарность». Потом я прогрузился в неосознанное-подсознательное, подчеркнув для себя, что поторопился со своей резкой оценкой. Может, не всё настолько безобразно? Вдобавок, читатель высказал в комментариях своё категорическое «нет», якобы люди-умельцы, одиночки творят, чтобы стереть видимость серого надвигающегося урбанизма. Кубизма тоже. И слеплено же, сотворено для детишек, для радости глаза. Вновь я впал в прострацию! Мне стало жалко детишек, которые вынуждены скрашивать свои дни возле различных чудищ-кикимор, роботов с хоботами от пылесоса «Ракета».
Есть версия, будто сам термин «ЖЭК-арт» появился, благодаря страничке в ВК в далёком 2014 году, где выкладывались фотографии с изображениями народных подделок уличного декора. Некоторые авторы картинок утверждали, что правильнее бы называть это творчество ТСЖ-артом (от «товарищество собственников жилья»). Но слишком заумный выверт не прижился.
Свет
Постсоветское пространство. Позади руины, впереди – непонятное что. Будет ли свет в конце туннеля? Возвышаются коробки пятиэтажные, девятиэтажные, и своим скучным однообразным «рылом» они одну хандру наводят. И дворы, как одна ровная доска: скамейки стали исчезать, цветочные газоны издыхать. И детские игровые площадки жили кое-как с одними проржавелыми качелями, горками и турниками. Наследие ушедшей империи. И как тут не вылезти энтузиасту-одиночке или группе единомышленников, решивших изменить загнивающий, засыпающий мир. Подарков от сидящих наверху не дождёшься, а значит, пора брать всё в свои руки. Ну, они и взяли! В ход, в первую очередь, пошли покрышки от автомобилей и пластиковые бутылки. Самый суперизвестный экспонат – вырезанные лебеди из резины, появившиеся чуть ли не в каждом дворе жилых домов. И замелькали персонажи из советских мультфильмов и сказок, в полный рост. Букашки, куколки, плюшевые мишки, берёзки и балалаечники с гармонистами. Будь он неладен – апсайклинг (вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Творческий подход к «новому прочтению» старых изделий). И чем дальше, тем больше дров! И пеньки, поленья, ржавые куски метала, ненужная кухонная утварь, устаревшая электроника шли ровным строем в творческий процесс. И кто же они, эти доморощенные художники-волшебники? Кто с топором и кусачками в руках творит-выделывает дворовой солнечный ультрафиолет? Скорее всего они не имеют никакого отношения к школе искусств, определённо. И вряд ли разбираются в пропорциях одушевлённого тела. А разве это важно? Лишь бы красивенько, пёстренько!
Экскурс куда-то туда
Доктор философских наук Алексей Смирнов считает, якобы эстетика оформления городских придомовых территорий, используемых в качестве места для игр детям, сложилась в конце 1960-х – начале 1970-х годов под влиянием советской мультипликации. Излагает нам Википедия. Ну что же, попробуем им поверить. Кто-нибудь помнит телепередачу «Это вы можете», которую транслировали по ящику в советские годы? Конечно, она больше касалась научно-технического творчества, где себя эффектно проявляли местные кулибины. Но как мы знаем, большинство изобретений этих самоучек ушло в песок. Прослеживается типичная аналогия и с нашим ЖЭК-артом; изваяния их тоже уходят с каждым наступающим сезоном в ничто. Дождь облил, снег завалил. И человеки протопали как Кинг Конги, и нет более «красоты».
Между прочим, жэковский самострой не только прозябает в России, он не дурно себя чувствуют и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Да что там! Он проник и на другие континенты. В Нигерии, допустим. И в Бразилии, Венгрии. Везде он протянул свои липкие щупальца.
Однажды в России, во Владивостоке организовали выставку – в память о ГУЛАГе. И в других городах происходило что-то подобное. Художники из Хельсинки Александра и Павел Ротц в творческом тандеме «SASHAPASHA» представили композицию чёрных птиц из шин автомобилей, символизировавшие печаль. По замыслу художников, они «долетели» до дальневосточного берега, чтобы обрести специфическую форму и сгореть. И художники по-настоящему поджигали свои работы.
Закон есть закон
Но на «красоту» дворовую всё-таки ступил жёсткий ботинок закона. Возник запрет на лебедей из покрышек в некоторых регионах. Отработанные шины считаются отходами 3-4 класса опасности – использовать их для благоустройства небезопасно. В резине имеющиеся токсичные вещества могут попасть в почву и грунтовые воды. За нарушение – штраф! Во многих городах, к примеру, в Новокузнецке, Екатеринбурге и Ижевске, попросту запрещают оформлять дворы подобными «высокохудожественными» фигурками. У них существуют свои правила благоустройства. И они не потерпят партизанщины, тем более от «жэковских» любителей-экстрималов.
Ввысь
Трудно поверить, но случаются попытки поставить аутсайдерские раритеты на коммерческие рельсы. Заработать, так сказать. Имеется музей «золотых игрушек», созданный командой креативного бюро «Золотые тигры России». Всё у них, как я полагаю, тип-топ! И шинолебеди ходят хороводом. И мухоморы из тазиков в полном изобилии. Заходи – не хочу!
К открытию музея ЖЭК-арта комиксист и иллюстратор Артём Бизяев замыслил создать, да и создал фановый набор Lego. Он нарисовал будто бы собранный из конструктора типичный двор панельного дома с лебедем, клумбами и храмом из шин. Детишки визжат от счастья!
По чесноку
То есть давайте по-честному! Попробуем чуть-чуть проанализировать. Человек – существо трепетное, и во всяких смыслах – одинокое. И вместе с тем ищущее всегда себе приключений на одном месте. И тянется, ну он жутко тянется к красоте... крысоте. В силу своих умений, одарённости он часто пытается создавать прекрасное-красное – жёлтое… томно-синее. И примитивное искусство как раз ему по плечу. По плечу обычному слесарю, сварщику, доярке. И как тут возле подъезда не склеить Чебурашку с большими лопоухими ушами, дабы убить наготу двора. Но вот какой винегрет выходит! Ведь этот Чебурашка, и девица Шапокляк, созданные в благих целях, порой получаются… что по ночам кошмары мучают. Ведь он, демиург лепоты создавал по принципу «и так сойдёт». Он не будет терзаться месяцами, как сделать бы композицию лучше, краше. И им движет одна простенькая цель – заполнить пустоту, а как? – уже не важно.
И потом, работы-шЫдевры, большей частью, сильнее подчёркивают убогость и нищету двора, участка. Имеет место быть, что художник-самоделец не знает чувства меры – заваливает и заваливает своими плодами… А это уже кладбище со страшенными манекенами, куда ступать-то боязно.
Остап Бендер за ЖЭК-арт!
Редко где повстречается настоящий художник, который мог бы придать самодельному постаменту настоящую жизнь. Невольно вспомнился Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, которых высадили с теплохода «Скрябин» за неудачно созданный ими рисунок. «Рожица, палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек», типа того. Как возмущался Остап – он же так видел этого сеятеля с облигациями госзайма. Не иначе. Нечто похожее происходит с ЖЭК-артом. И ругать, конечно, жэковских чародеев не хочется, рука не поднимается. Ведь для людей стараются, пыжатся. Но…
Истина?..
Но как насчёт простой истины? Если не умеешь – не берись! Если таланта не дал Господь, то лучше не смешить чемодан на колёсиках. Не лезьте, куда не просят! Не творите, когда по-настоящему не творится! Иной раз лучше пустота, чем излишняя (неприглядная) густота!
Автор: Алексей Чугунов
Теги: алексей чугунов