Найти тему

Должностные инструкции. Кто пишет?

Кадровый специалист? Инженер по качеству? Линейный руководитель?

Разбираемся с точки зрения качества.

В 2015-2016 годах я активно искала работу инженером по качеству или инженером по СМК. На одном из собеседований у меня спросили: сможете написать должностные всему персоналу? Я задумалась и отказалась.

Я имела опыт инженера по стандартизации и качеству, хотела продолжать писать инструкции по процессам и стандарты. А должностные? Для них есть кадровики. Однако мнение неслучившегося начальника меня взбудоражило: с чего они вообще взяли, что инженер по качеству должен писать должностные?

Должностные инструкции (ДИ) в привычном смысле относят к кадровой документации. Однако в Трудовом Кодексе РФ нет ни слова о ДИ - это совершенно не обязательные документы. Функционал работника может быть прописан в трудовом договоре и устанавливаться на основе профессиональных стандартов. Но сам документ ДИ - на усмотрение сторон. Все было бы так, если в вашу жизнь не ворвались стандарты по СМК - ИСО 9001 и его собрат ГОСТ РВ 0015-002. Именно последний требует: у персонала ДОЛЖНЫ БЫТЬ должностные инструкции.

С точки зрения качества это полезно и даже необходимо: документ с прописанными функциями каждого сотрудника снимает конфликты, создаёт понятное поле обязанностей, регламентирует ответственность, устанавливает требования к качеству работы. Но кто должен писать ДИ - стандарт не сказал. ПОЭТОМУ многие руководители/владельцы бизнесов считают так: написано в стандарте «должны быть должностные» - делать это стандартизатору. Справедливо ли это? Считаю, что нет.

Когда стандартизатор/инженер по качеству соглашается писать ДИ всем остальным сотрудникам - это не его прямая обязанность. Соглашаться можно из довольно прагматичных суждений - получить новый опыт создания документа (и возможно дополнительную оплату). Смотрите свою ДИ - есть ли там обязанность писать ДИ другим :)))

Кто же должен их писать? Как и любой процесс, это определяется матрицей процессов (ответственности) в организации. На практике - обычно специалист из отдела кадров формирует ДИ согласно особенностям организации на основе профессиональных стандартов. Инженер по качеству дополняет с точки зрения обеспечения качества процесса.

Подписывайтесь на Дневник качества в Телеграм!

Еще больше качества в жизнь.