Найти в Дзене
КиноРаритет

5 причин, почему «Конан-разрушитель» получился не таким крутым, как «Конан-Варвар»

Оглавление

Отличным примером того, как не надо снимать продолжения успешных фильмом, может послужить «Конан-Разрушитель». Это тот случай, когда из сиквела убрали всё хорошее, что было в оригинале, оставили нечто сомнительное и добавили что-то заведомо плохое. И вот 5 причин, по которым вторая часть похождений киммерийца Конана получилась далеко не такой крутой, как первая.

В конце «Конана-Варвара» зрителям обещали эпическое продолжение про баталии и коронацию героя. Но в «Конане-Разрушителя» нет ничего похожего
В конце «Конана-Варвара» зрителям обещали эпическое продолжение про баталии и коронацию героя. Но в «Конане-Разрушителя» нет ничего похожего

Смена интонации

Продюсеры с какого-то перепугу решили, что новый фильм про доисторического воина нужно превратить в детскую сказку для семейного просмотра (в отличие от «Конана-варвара», который был слишком жесток и кровав, чтобы вести на него ребёнка или хотя бы подружку-тинейджера). Арнольд Шварценеггер вместе с Ричардом Флейшером, сменившим Джона Милиуса в режиссёрском кресле, пытались переубедить студийных боссов, уверяя, что смена интонации не пойдёт на пользу. Но Арни ещё не обладал большой влиятельностью, а Франклин никогда не отличался авторской бескомпромиссностью, потому споры не продлились долго.

Кровищи в «Конане-Разрушителе» всё равно слишком много, чтобы показывать его ребёнку
Кровищи в «Конане-Разрушителе» всё равно слишком много, чтобы показывать его ребёнку

Продюсеры своего добились. «Конану-разрушителю» дали возрастной рейтинг «PG» (то есть, на фильм дети допускались в сопровождении взрослого), но — как и предупреждали Арни с Франклином — это новой ленте повредило, а не помогло. Ведь в кадре слишком часто мелькали натуралистичные раны от колюще-режущего оружия, и не менее часто — обнажённая филейная часть темнокожей певицы Грейс Джонс, которая сыграла роль женщины-воительницы Зулы. Это отпугивало родителей от кинотеатров. А поклонники «Конана-варвара» остались разочарованы сказочностью сиквела.

Одеяния воительницы Зулы в исполнении Грейс Джонс в «Конане-Разрушителе» скорее обнажают темнокожее женское тело, чем скрывают его
Одеяния воительницы Зулы в исполнении Грейс Джонс в «Конане-Разрушителе» скорее обнажают темнокожее женское тело, чем скрывают его

Оглупление сценария

Вслед за брутальной интонацией ушла из истории про Конана и вся философия, которой был пропитан первый фильм. Никакого больше ницшеанства, никаких цитат из великих воителей прошлого. Их заменили на глуповатые и невыразительные диалоги, в которых (в лучшем случае) промелькивал юмор.

Сюжет тоже регрессировал до уровня простенького прямолинейного квеста с перемещением персонажей из локации в локацию ради поиска рчередного волшебного артефакта. А ведь в самом финале «Конана-варвара» сидящий на троне герой сулил повествование о масштабных битвах и великих подвигах, в результате которых Конан становился королём. Ни о чём таком в «Разрушителе» нет. Все «подвиги» главного персонажа сводятся к задаче проводить принцессу в сказочный дворец, а затем вернуть её обратно, к коварной сестре.

Оливии Д'Або, сыгравшей в «Конане-Разрушителе» принцессу, на момент съёмок было всего 14 лет
Оливии Д'Або, сыгравшей в «Конане-Разрушителе» принцессу, на момент съёмок было всего 14 лет

Сам главный герой вообще не развивается, ни по сравнению с первым фильмом, ни на протяжении сиквела. В оригинале Конан мужал, терял родителей, жаждал возмездия, учился любить и дружить в суровых условиях. Под конец, когда герой возносил меч над головой антагониста, в нём даже промелькивала тень рефлексии — «а стоит ли доводить месть до конца». В «Конане-разрушителе» такими сложными чувствами киммерийца не обеспечивают. Он статичен на протяжении всего фильма, и потому, как персонаж, совершенно неинтересен.

Арнольд Шварценеггер в «Конане-Разрушителе» держится увереннее, чем в первой части походений киммерийца
Арнольд Шварценеггер в «Конане-Разрушителе» держится увереннее, чем в первой части походений киммерийца

Рисованные драконы, резиновые боги

Редкий случай, когда ради сиквела не стали увеличивать бюджет. Наоборот, его даже урезали. Пусть всего на 2 миллиона, но по конечному результату кажется, что вдвое. «Конан Разрушитель» не поражает масштабом декораций и многолюдностью массовки. Спецэффекты тоже будто бы стали дешевле. И авторы снова прибегли к рисованной анимации для изображения некоторых сказочных существ! Да, мультипликационный дракон, в которого превращается в одной сцене волшебник выглядит в «Конане-Разрушителе» более уместно, чем анимационные духи в «Конане-Варваре». Но спецэффект всё равно кажется слишком дешёвым и примитивным.

Большие надежды вызывал титр, сообщающий о том, что оживающего бога конструировал не абы кто, а сам итальянец Карло Рамбальди! Вот уж от кого можно было ожидать крутизны, так это от создателя таких потрясных киномонстров, как Кинг Конг и И-Ти. Но нет! Этот тоже схалтурил. И если процесс оживания человекоподобной статуи выглядел более-менее внушительно, то итог — какое-то невразумительное, неуклюжее существо с вертикальной прорезью маленького ротика и ластами на слонопотамьих лапах — вызывал смех, но никак не ужас (как должно бы по сюжету).

Мелодическое вторсырьё

Большую роль в эпичности «Конана-варвара», в его пафосной воинственности играла музыка. Композитор Бэзил Полидурис поработал на славу. И пусть в его «полнометражной» симфонии звучали отголоски музыки советских композиторов (и в первую очередь — Сергея Прокофьева), созданный им саундтрек всё равно можно внести в список самых мощных, узнаваемых и самобытных киномелодий, когда-либо созданных. Чего не скажешь о музыке к «Конану Разрушителю».

От эпичности «Конана-Варвара» в «Конане-Разрушителе» не осталось и следа
От эпичности «Конана-Варвара» в «Конане-Разрушителе» не осталось и следа

Всё тот же Бэзил Полидурис заметно расслабился. Ощущение такое, что он просто взял ошмётки, не вошедшие в музыкальный ряд первого фильма и что-то наспех сварганил из них для фильма второго. И вроде мелодии навевают воспоминания о «Конане-варваре», но совсем не потрясают, как там, а из памяти выветриваются мгновенно.

Эффектную сцену битвы Конана с Колдуном в зеркальной комнате Ричард Франклин позаимствовал из каратэшнего боевика «Выход Дракона» с Брюсом Ли
Эффектную сцену битвы Конана с Колдуном в зеркальной комнате Ричард Франклин позаимствовал из каратэшнего боевика «Выход Дракона» с Брюсом Ли

Артисты погорелого театра

Джон Милиус мог похвастать тем, что вовлек в актёрский состав первого фильма про Конана-варвара аж трёх оскаровских номинантов! Швед Макс Фон Сюдов (один из любимых лицедеев Ингмара Бергмана) на «Оскар» номинировался дважды — за «Пеле-завоевателя» и за «Жутко громко и запредельно близко». Джэймс Эрл Джонс получил оскаровскую номинацию за главную роль в спортивной драме «Большая белая надежда». А японец Мако впечатлил американских киноакадемиков второстепенной ролью в военной драме «Песчаная галька». Пусть в фэнтези-боевике от них не требовалось каких-то высот актёрского мастерства, но одно их присутствие в кадре фильм облагораживало.

Мако - единственный из основных второстепенных актёров из «Конана-Варвара», кто перешёл в сиквел
Мако - единственный из основных второстепенных актёров из «Конана-Варвара», кто перешёл в сиквел

Из троих в «Конана-Разрушителя» вернулся только один — Мако. А вот достойную замену остальным двум не нашли (да, видимо, и не искали). В ролях всяких волшебников, колдуний и воинов сыграли неплохие люди, недурные актёры, замечательные спортсмены (Вилт Чамберлен) и неординарные певицы (Грейс Джонс). Но вот выдающихся лицедеев в фильме нет.

Вилт Чамберлен - не актёр, а спортсмен-баскетболист, которого в «Конана-Разрушителя» взяли за неординарный рост
Вилт Чамберлен - не актёр, а спортсмен-баскетболист, которого в «Конана-Разрушителя» взяли за неординарный рост

Вот и получается, что единственное, ради чего стоит смотреть «Конана-Разрушителя», это Арнольд Шварценеггер, бронебойное обаяние которого никуда не делось даже в такой второсортной постановке. Ну, и ради Грейс Джонс, которую я (вы наверняка это заметили) не устаю лишний раз упомянуть. Наблюдать за её энергичной, бешеной героиней — отдельное удовольствие.

Грейс Джонс - не великая актриса, но смотреть на неё в фильмах всегда интересно
Грейс Джонс - не великая актриса, но смотреть на неё в фильмах всегда интересно