Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Т-26 с цилиндрической башней — основной общевойсковой танк Красной Армии

Т-26 стал самым массовым танком Красной Армии до начала Великой Отечественной войны.

Про него я уже довольно подробно рассказывал в отдельной статье:

В первый раз я сконцентрировался на истории и конструктивных особенностях двухбашенных модификаций, поэтому статья получилась неполной.

Спешу исправить эту оплошность. Сегодня я расскажу про более поздние танки Т-26 с цилиндрической башней. Благо такой экспонат есть в московском «Музее Победы» на Поклонной горе.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Небольшой экскурс в историю. К началу 1930-х годов парк Красной Армии состоял преимущественно из танков Т-18, которые устаревали и требовали замены.

Тогда было решено закупить небольшую партию британских танков Vickers Mk E и скопировать их. Танки купили в двухбашенном исполнении, поэтому ранние Т-26 тоже имели две башни.

Производством Т-26 занялся ленинградский завод «Большевик» (он же ранее выпускал Т-18).

Первые годы Т-26 был очень «сырым» и имел кучу разных «детских болезней». Его постоянно модернизировали, пытаясь повысить надёжность.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первые бои показали, что хотя расположение вооружения в двух башнях и обеспечивало наибольший темп стрельбы с обоих бортов, из-за малого погона башен разместить в них мощное вооружение было весьма сложно.

Также были проблемы с концентрированием огня на один борт, сами башни часто заклинивали, а стрелкам, расположенным рядом друг с другом, было тесно.

Поэтому решено было заменить две башни на одну большего размера с более мощным вооружением.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новая 45-мм танковая пушка 20-К образца 1932 года была разработана в КБ Завода №8.

В начале 1933 года в КБ завода № 174 сделали спаренную 45-мм пушку с 7.62-мм пулемета ДТ.

Именно этот вариант было решено установить в Т-26, изготовив для этого новую единую башню цилиндрической формы.

Такое решение повлекло за собой увеличение высоты танка и его массы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новая башня цилиндрической формы была рассчитана на двух человек и имела в кормовой части нишу овальной формы.

Она служила не только в качестве противовеса для пушки, но и как ниша для укладки боекомплекта и радиостанции.

Башню расположили не по центру танка, а сместили влево, что повлекло за собой изменение подбашенного листа.

Танк Т-26 в бою у Теруэля. Декабрь 1937 года.
Танк Т-26 в бою у Теруэля. Декабрь 1937 года.

Для своего времени 45-мм пушка обладала достаточно неплохими характеристиками.

Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 метров (наибольшая дальность — почти 5 километров). Масса бронебойного снаряда — 1,435 кг, начальная скорость — 760 м/с.

Снаряд пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту с исправлением наводки.

Вертикальные углы наведения составляли от -6° до +22°. Регулировка в вертикальной плоскости осуществлялась при помощи секторного механизма, в горизонтальной — вращением башни.

Лето 1941 года, Карелия, подбитый финнами в бою советский Т-26.
Лето 1941 года, Карелия, подбитый финнами в бою советский Т-26.

Для наведения на цель использовался перископический оптический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопический прицеп ТОП образца 1930 года.

Башни для танков Т-26 выпускались на Ижорском и Мариупольском металлургическом заводах, а окончательная сборка осуществлялась на заводе № 174.

Выпускали также модификацию Т-26РТ, отличавшуюся наличием коротковолновой телефонно-телеграфной радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой или штыревой антенной.

Радиофицированный Т-26РТ, брошенный экипажем.
Радиофицированный Т-26РТ, брошенный экипажем.

Как и двухбашенные варианты, Т-26 с цилиндрической башней постоянно модернизировали.

В 1934 году добавили вентилятор в правой части крыши боевого отделения для отвода углекислого газа.

С 1935 года стали использовать электросварку для соединения листов бронекорпуса и увеличили ёмкость топливных баков за счёт снижения боекомплекта пушки.

В следующем году еще сократили боекомплект, зато добавили второй 7,62-мм пулемёт ДТ в кормовой части.

На базе лёгкого танка Т-26 были разработаны 53 модификации боевых машин, включая саперный танк (мостоукладчик) СТ-26, несколько транспортёров и даже цистерну для топлива.

Однобашенный Т-26 стал основным общевойсковым танком Красной Армии.

Свое боевое крещение однобашенные танки Т-26 получили во время гражданской войны в Испании в 1936  - 1939 годах, куда Советский Союз поставил 297 танков этого типа.

Т-26 также активно применялись в ходе советско-финской войны 1939 – 1940 годов.

Испания, город Мадрит: советские Т-26, ставшие боевым трофеем франкистов
Испания, город Мадрит: советские Т-26, ставшие боевым трофеем франкистов

За время Второй Мировой войны практически все Т-26 были уничтожены или вышли из строя по техническим причинам. В 1944 году на службе у двух танковых бригад Ленинградского фронта оставалось лишь по 32 танка Т-26.

Производство продолжалось с 1933 по 1941 год. За это время Красная армия получила свыше 11218 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций.

Что касается выставленного в музее экземпляра, то это очередной «новострой». Найденную башню в коллекцию передали в 1999 году, после чего на её основе собрали сам танк.

Работы продолжались до 2005 года в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Июль 1942 года, экипажи двух танков Т-26 образца 1938 года в разведке.
Июль 1942 года, экипажи двух танков Т-26 образца 1938 года в разведке.