Найти тему
Киберпоп ТВ

Впадаю в невроз после чтения молитв

  • «Когда я читаю утреннее и вечернее правило, я автоматически становлюсь слишком строгой к себе. Слежу за каждым своим словом, поступком, чтобы не согрешить, и, прожив так несколько дней, впадаю в уныние, становлюсь очень богобоязненной. У меня даже до невротического расстройства дошло, потому что такая самодисциплина толкает меня на мысль, что Бог строгий. А хочется думать, что Бог милостив. Я думаю, что так и есть».

Так и есть.

  • «Как только я перестала читать утреннее и вечернее правило (я стала вместо вечернего правила читать ʺОтче нашʺ), то стала радоваться жизни, прощать себя за грехи. А то бывает, что когда я согрешу, извожу себя до невроза и панических атак ― так переживаю за свои грехи. И когда я перестаю быть в вере слишком требовательной к себе, признаю, что пока не могу победить свои немощи, мне на душе становится легче. Возможно, так неправильно, но изводить себя до нервных болезней тоже плохо. Хотелось бы услышать Ваше мнение».

Есть люди, которым просто по складу их характера, души страх Божий ближе. Для них он является каким-то спасительным средством. Они Бога боятся, боятся греха, боятся оскорбить Бога, Его величие, Его святость. Этот страх им помогает решать нравственные, духовные задачи. А есть люди другого склада. Им страх Божий, наоборот, мешает. Они больше любят думать так: «Боженька добрый, и я тоже хочу быть добрым, потому что Он добр, и я добр». И Вы, видимо, как раз из таких людей. Но почему-то Вас все время переклинивает на первый вариант. Это странно. Так не должно быть.

Вам нужно как-то научиться соединять одно с другим, то есть при молитвенных правилах, при внимательном отношении к себе, словам, поступкам все-таки признавать, что Вы не можете победить свои немощи. Оставаться в русле вот такого легкого отношения к Богу без какого-то панического страха. И больше радости, чтобы одно с другим сочетать.

Вы говорите: «Возможно, так неправильно, но изводить себя до нервных болезней тоже плохо». Да. Так неправильно, потому что Вы сейчас говорите себе, что «Отче наш» я читаю, и достаточно. Мне хорошо, духовная жизнь идет замечательно.

А давайте представим себе, что это лукавая мысль, бесовская. Он Вам сейчас говорит: «Слушай, да ладно! Чего ты там будешь все усложнять? Вот, читаешь ʺОтче нашʺ, смотри, как у тебя все хорошо». Он Вам нарисовал эту картинку, Вы с ней согласились. А потом Вам и «Отче наш» станет в тягость. Это следующий этап. Потом скажет: «А зачем в церковь ходить? Там молитва идет, иконы, свечи горят, какое-то богослужение, все в платочках стоят. Чего ты туда пойдешь? Это все как-то угнетает. Бог ведь любовь. Все должно радость дарить, а тут все не то». А потом он скажет: «Вон у протестантов как хорошо: сплошное ʺаллилуйяʺ, радость и счастье. Давай туда!», ― и уведет Вас туда или еще куда-нибудь. Вы сейчас только в самом начале этого процесса. Вам предлагается под видом благочестия сделать шаг назад, отступить. Этот процесс начнется, Вы так и покатитесь туда. Это сползание может потом еще продолжаться, еще и еще.

Нужно учиться совмещать утреннее, вечернее правило и радостное расположение души. Как это сделать? Тоже постепенно. Начните с того, что «Отче наш» читаете, Вас все устраивает. Потом добавляйте к «Отче наш» еще молитвы из правила по одной, и при этом старайтесь сохранять свое состояние души радостным. Я думаю, что если в течение года будете постепенно молитвенное правило наращивать, то через год у Вас будет все в порядке. Вы приучитесь к тому, что выполняете утреннее и вечернее правило и при этом не теряете благостное расположение своей души.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.