Пять работ советского мастера по фарфору, за которые на аукционах сегодня платят тысячи и десятки тысяч рублей.
Источник: Журнал «Советский Союз», 1954 г.
О фарфоре на этом канале мы рассказываем с завидной регулярностью. Все бы ничего, но часто наши рассказы слегка оторваны от реальности. В действительности не каждому довелось держать в руках шедевры агитфарфора или экспортные статуэтки и посуду 20-х годов выпуска.
Сегодня вместе с Северным аукционным домом мы решили немного «приземлиться» и поговорим о классике советского минимализма 60-х и 70-х годов. О творчестве мастера Городецкого, которое на деле все же окажется не таким простым, как видится обывателю.
Энциклопедическая биография Владимира Михайловича Городецкого довольно сухая и короткая. Она укладывается в концепцию самого мастера. Как вспоминала ленинградская писательница Кира Михайловская о Городецком, он считал, что все «житейские подробности не важны, что одно лишь творческое важно, а все остальное — для обывателей».
«Моя биография укладывается в очень простые вещи: детство, потом вoйна, потом я пришел на завод. И вот всю жизнь здесь работаю», — так о своей жизни говорил сам Городецкий.
Источник: Wikipedia
Владимиру Михайловичу было 18 лет, когда он попал на фронт. Здесь он пережил сначала крах идеалов, когда столкнулся со всеми ужасами от происходящего, а после, наоборот, страсть к жизни и творчеству, когда все закончилось.
У Городецкого были особые отношения с природой. Он вдохновлялся цветами, но видел в каждом отдельном цветке не конкретный узор, а «сумму ощущений от растительного мира».
Городецкий создал настоящий феномен в фарфоре. И во многом благодаря тому, что его творчество родилось в результате интересного хитросплетения — с самого начала своей художественной карьеры он вдохновлялся реалистичными пейзажами, а на ЛФЗ он учился у супрематиста Суетина, который в свою очередь был учеником Малевича.
В итоге люди, покупавшие практичный фарфор Городецкого, приобретали вместе с тем невероятную творческую глубину.
Здесь предлагаем обратиться к первому лоту в нашей подборке.
Это — ваза Городецкого с цветком и очень редким клеймом. За нее на аукционе заплатили 7,000 рублей.
Больше фото лота в источнике
Глядя на эту потрясающую работу, с одной стороны приходишь в восхищение, а с другой — понимаешь, что подобные изделия без излишеств и сложных форм могли встретиться в советских квартирах.
И действительно — обыватель увидит здесь обычную вазу с синим цветком, но для Городецкого в ней мог быть скрыт целый мир. Его мышление «работало» не так, как у других людей.
Например, он делился такой историей. Однажды в Праге его восхитил готический собор. Он решил зарисовать его в блокноте, но в результате на рисунке получился лес — это сложно понять, но вид собора вызвал у него образ деревьев
Так и выходило, что в свои работы мастер всегда закладывал куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.
Еще один предмет эпохи «оттепели» от Городецкого с таким же глубоким подтекстом — ваза «Синие веточки». Ее стоимость составила 8,000 рублей.
Рассмотреть лот можно по ссылке
Городецкого по праву считают мастером подглазурной росписи. Это особый способ нанесения рисунка. Он характерен тем, что сначала на форму наносится рисунок, а уже после этого изделие окунается в глазурь и обжигается. Такая роспись лучше сохраняется со временем.
Кира Михайловская считает, что подглазурная роспись манила Городецкого именно идеей «вечного». «Подглазурная роспись привлекала его тем, что она может быть уничтожена только вместе с вещью».
Следующий лот — ваза из 70-х — как раз оформлена подглазурной росписью. По форме и исполнению она напоминает первый лот в подборке. За эту вазу заплатили 16,000 рублей.
Больше фотографий вазы в источнике
Напоследок покажем два самых дорогих предмета, изготовленных Владимиром Михайловичем и проданных на торгах «Северного аукционного дома».
Первый из них — это графин 68-го года. За него заплатили 50,000 рублей.
А самый дорогой лот на сегодня — это ваза «Веточки с листьями». Ее стоимость составила 120,000 рублей.
Больше фотографий вазы по ссылке
Удивительно осознавать, что для человека, купившего эту или любую другую вазу Городецкого в Советском Союзе, изделия были, наверняка, просто красивыми и практичными.
А сам мастер при этом рассуждал так: «мне хотелось бы, чтобы у зрителя прежде всего возник духовный контакт, близость духовная прежде потребительской».
Владимир Михайлович при жизни хотел, чтобы его изделия оказались в Эрмитаже рядом с работами великих. Так и произошло — в коллекции советского фарфора сейчас выставлены его вазы.
Вот такой удивительный художник, работы которого одинаково органично выглядят в музее и в советской квартире, кажутся глубокими и при этом простыми и «не перегруженными».
Ну, а выставить свой предмет на аукцион можно по ссылке: https://clc.to/hotnorthauction_lot
Ознакомиться с другими лотами и поучаствовать в торгах Северного аукционного дома можно на платформе bidspirit.
Следить за интересными лотами и работой аукционного дома можно Вконтакте 👉 https://clc.to/hotnorthauction_vk
Публикация создана при поддержке Северного аукционного дома