Найти тему
Что там на Сотбис?

Фарфор, который встречался в домах простых советских граждан. Сейчас он продается за хорошие деньги на аукционах

Пять работ советского мастера по фарфору, за которые на аукционах сегодня платят тысячи и десятки тысяч рублей.

Источник: Журнал «Советский Союз», 1954 г.

О фарфоре на этом канале мы рассказываем с завидной регулярностью. Все бы ничего, но часто наши рассказы слегка оторваны от реальности. В действительности не каждому довелось держать в руках шедевры агитфарфора или экспортные статуэтки и посуду 20-х годов выпуска.

Сегодня вместе с Северным аукционным домом мы решили немного «приземлиться» и поговорим о классике советского минимализма 60-х и 70-х годов. О творчестве мастера Городецкого, которое на деле все же окажется не таким простым, как видится обывателю.

Энциклопедическая биография Владимира Михайловича Городецкого довольно сухая и короткая. Она укладывается в концепцию самого мастера. Как вспоминала ленинградская писательница Кира Михайловская о Городецком, он считал, что все «житейские подробности не важны, что одно лишь творческое важно, а все остальное — для обывателей».

«Моя биография укладывается в очень простые вещи: детство, потом вoйна, потом я пришел на завод. И вот всю жизнь здесь работаю», — так о своей жизни говорил сам Городецкий.

-2

Источник: Wikipedia

Владимиру Михайловичу было 18 лет, когда он попал на фронт. Здесь он пережил сначала крах идеалов, когда столкнулся со всеми ужасами от происходящего, а после, наоборот, страсть к жизни и творчеству, когда все закончилось.

У Городецкого были особые отношения с природой. Он вдохновлялся цветами, но видел в каждом отдельном цветке не конкретный узор, а «сумму ощущений от растительного мира».

Городецкий создал настоящий феномен в фарфоре. И во многом благодаря тому, что его творчество родилось в результате интересного хитросплетения — с самого начала своей художественной карьеры он вдохновлялся реалистичными пейзажами, а на ЛФЗ он учился у супрематиста Суетина, который в свою очередь был учеником Малевича.

В итоге люди, покупавшие практичный фарфор Городецкого, приобретали вместе с тем невероятную творческую глубину.

Здесь предлагаем обратиться к первому лоту в нашей подборке.

Это — ваза Городецкого с цветком и очень редким клеймом. За нее на аукционе заплатили 7,000 рублей.

-3

Больше фото лота в источнике

Глядя на эту потрясающую работу, с одной стороны приходишь в восхищение, а с другой — понимаешь, что подобные изделия без излишеств и сложных форм могли встретиться в советских квартирах.

И действительно — обыватель увидит здесь обычную вазу с синим цветком, но для Городецкого в ней мог быть скрыт целый мир. Его мышление «работало» не так, как у других людей.

Например, он делился такой историей. Однажды в Праге его восхитил готический собор. Он решил зарисовать его в блокноте, но в результате на рисунке получился лес — это сложно понять, но вид собора вызвал у него образ деревьев

Так и выходило, что в свои работы мастер всегда закладывал куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Еще один предмет эпохи «оттепели» от Городецкого с таким же глубоким подтекстом — ваза «Синие веточки». Ее стоимость составила 8,000 рублей.

-4

Рассмотреть лот можно по ссылке

Городецкого по праву считают мастером подглазурной росписи. Это особый способ нанесения рисунка. Он характерен тем, что сначала на форму наносится рисунок, а уже после этого изделие окунается в глазурь и обжигается. Такая роспись лучше сохраняется со временем.

Кира Михайловская считает, что подглазурная роспись манила Городецкого именно идеей «вечного». «Подглазурная роспись привлекала его тем, что она может быть уничтожена только вместе с вещью».

Следующий лот — ваза из 70-х — как раз оформлена подглазурной росписью. По форме и исполнению она напоминает первый лот в подборке. За эту вазу заплатили 16,000 рублей.

-5

Больше фотографий вазы в источнике

Напоследок покажем два самых дорогих предмета, изготовленных Владимиром Михайловичем и проданных на торгах «Северного аукционного дома».

Первый из них — это графин 68-го года. За него заплатили 50,000 рублей.

-6

Источник

А самый дорогой лот на сегодня — это ваза «Веточки с листьями». Ее стоимость составила 120,000 рублей.

-7

Больше фотографий вазы по ссылке

Удивительно осознавать, что для человека, купившего эту или любую другую вазу Городецкого в Советском Союзе, изделия были, наверняка, просто красивыми и практичными.

А сам мастер при этом рассуждал так: «мне хотелось бы, чтобы у зрителя прежде всего возник духовный контакт, близость духовная прежде потребительской».

Владимир Михайлович при жизни хотел, чтобы его изделия оказались в Эрмитаже рядом с работами великих. Так и произошло — в коллекции советского фарфора сейчас выставлены его вазы.

Вот такой удивительный художник, работы которого одинаково органично выглядят в музее и в советской квартире, кажутся глубокими и при этом простыми и «не перегруженными».

Ну, а выставить свой предмет на аукцион можно по ссылке: https://clc.to/hotnorthauction_lot

Ознакомиться с другими лотами и поучаствовать в торгах Северного аукционного дома можно на платформе bidspirit.

Следить за интересными лотами и работой аукционного дома можно Вконтакте 👉 https://clc.to/hotnorthauction_vk

Публикация создана при поддержке Северного аукционного дома