В то время как магия в Западной Европе представляла собой мрачные видения сатанинского колдовства — черные шабаши, когда обнаженные ведьмы летали на мётлах на каннибальские пиршества и дьявольские оргии , в России, наоборот, русские ведьмы использовали магию для более непосредственных, мирских целей, таких как исцеление ран или нанесение ущерба делам конкурента.
Ведьмы использовали заклинания и простые снадобья, сделанные в основном из трав и корней, иногда добавляя в них орлиное крыло, глаз, вырванный из живой курицы, или землю из могилы. Их магия призывала силы природы и красоту поэтического слога. Они обращались к силе аналогии — «как то, так и к тому» — для активации своих заклинаний и проклятий, например:
«как бревно горит и увядает в огне, так пусть горит и увядает сердце моего господина».
Некоторые заклинания призывали сверхъестественных существ, от Иисуса Христа и Марии до духов природы и мифических фигур из русских легенд , таких как золотая рыбка или бескрылая птица. Иногда заклинания призывали сатану и «его многочисленных маленьких сатанов» или одновременно призывали святых и сатанов.
Магию русские колдуны и колдуньи использовали как для добрых дел - чтобы лечить больных, помогать влюбленным, находить потерянных людей и предметы, защищать людей от оружия или стрел и охранять домашний скот, так и для более темных мотивов: проклясть, причинить болезнь, овладеть другими, вызвать импотенцию, погасить любовь или убить.
В обществе, где не было обученных медицинских работников, народное исцеление предлагало больным единственный выход, кроме молитвы. Многие люди консультировались как со священниками, так и с целителями, которые использовали магию, и не видели между ними противоречий.
Страх, что ведьмы имеют склонность околдовывать молодоженов, сделал обычным делом приглашать колдунов для защиты жениха и невесты во время свадеб и хорошо платить им водкой за их услуги.
Распространены были « любовные заклинания », которые по самой своей природе были принудительными, предназначенными для подчинения воли их цели воле заклинателя.Это обычно использовали женщины, чтобы любимый не ушел к другой.Привороты, используемые мужчинами, обычно были сексуальными заклинаниями.
Часто женские «привороты» были направлены на то, чтобы успокоить гнев мужей, отвести их кулаки и заставить их «быть добрыми».
Помимо любовных заклинаний большой популярностью в России пользовались«заклинания силы» . Эти заклинания направлены были, в основном, на завоевание благосклонности вышестоящих по социальному положению.
В то время как женщины часто были привязаны к дому или в поместье, мужчины всех рангов, даже крепостные, были относительно мобильны. Они могли столкнуться с произволом хозяина, судьи, чиновника, военного офицера, дворянина или епископа. В любой из этих ситуаций вооружиться письменным защитным заклинанием было просто обязательным делом..
Книга заклинаний 1763 года, например, включает следующее :
«…Как солнце восходит, и луна, по воле вышней, и как цари, и князья, и цари, и военачальники, и воеводы, и все люди, так и я, раб Божий, да явлюсь красотою солнце и луна в их глазах. … Как цари и короли, и рыцари, и воеводы, и полководцы, и правители любят всякий драгоценный камень, и пусть все люди любят меня, раба Божия»
Так что видно, что колдовство в православной России было более житейским и приземлённым, чем в той же Европе. Но было оно распространенно во всех слоях общества. И к ведьмам и колдунам обращались как простые крестьяне с крестьянками, так и купцы и дворяне и члены царской семьи.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::