Найти тему

Вернулся домой. Спустя 78 лет...

Оглавление

Великая Отечественная война закончилась 77 лет назад, но ее отголоски звучат и по сей день.

К нам в редакцию обратилась поисковик-исследователь Татьяна Никитична Десятникова. Недавно в одной из социальных сетей она прочла информацию о том, что в Эстонии найден памятник, на котором высечено имя нашего земляка – Ивана Егоровича Суевалова.

Выяснилось, что памятник установлен советским летчикам, погибшим
29 июля1944 года при крушении самолета Ил-2 703-го штурмового авиационного полка. Штурмовик был сбит огнем зенитной артиллерии противника.

К сожалению, табличка на памятнике отсутствовала, но при детальном изучении под слоем краски удалось обнаружить имена. Среди членов экипажа был воздушный стрелок младший сержант Иван Егорович Суевалов. Он был призван на фронт2 марта1943 года Абаканским горвоенкоматом. На тот момент его мать проживала в Абакане по адресу: улица Хлебная, 11. Так начались поиски родных и близких фронтовика…

Искать пропавших без вести –
это призвание

Сама Татьяна Десятникова – уроженка Красноярского края. Она была еще школьницей, когда занялась своими первыми поисками. Искала дедушку. Он был председателем колхоза, а значит, имел бронь, но все равно ушел воевать добровольцем. Выяснилось, что18 августа1942 года его отправили на фронт. А уже30 ноября того же года он пропал в бою. Татьяна искала место захоронения в течение трех лет путем исследований документов, различных информационных источников, книг и пришла к выводу, что дедушка служил в составе78-й Красноярской добровольческой бригады.

– Поехала по месту рождения своего деда в военкомат. Мне отказывали в помощи два года. На третий год настояла, чтобы документы подняли. Убедилась – штамп угловой левосторонний, стоит отметка «78-я Красноярская добровольческая бригада». Я стала искать. Он был захоронен под именем Семён, а фактически он был Силантий. И где-то примерно через полгода ко мне пришло письмо от журналиста из Смоленской области. Она мне рассказала о причинах, почему имя оказалось другое. Первый бой у78-й бригады, где служил дедушка, начался25 ноября1942-го. Дело в том, что бойцы лежали незахороненными на открытой земле до полного освобождения Бельского района Смоленской области. Ныне это Тверская область.

И только в апреле1943 года начались захоронения. Так Татьяна Никитична отыскала место захоронения своего дедушки. Сегодня она спокойна: его имя увековечено на мемориале славы сибирякам – в деревне Плоское Тверской области. И теперь она помогает другим людям отыскать своих родных. Военнопленные, пропавшие без вести – в Хакасии издано уже семь томов Книги Памяти.

Сороковые роковые...

…Итак, летом1944 года в Абакан пришло извещение о том, что Иван Егорович Суевалов 1921 года рождения пропал без вести. Извещение было выдано матери, гражданке Хеонис Суеваловой, а по документам военной поры она – Хеония Ивановна. Очевидно, где-то была допущена ошибка.

На сайте Военного комиссариата Республики Хакасия по запросу найдены доказательства, что Иван Егорович Суевалов отправился на фронт из Абакана в Красноярский пересылочный пункт. Открывая документы на сайте, мы можем увидеть, когда призывник был отправлен в Красноярск. Стоит дата – второго марта 1943 года. Он здесь в списке по алфавиту под номером 41: «…1921-го года рождения, русский, образование – семь классов, член ВЛКСМ». Во втором документе того же Красноярского пересылочного пункта сообщается, что Иван Суевалов был направлен на учебу во вторую Ленинградскую авиашколу. Подписи, штампы тех времен. Всё как положено.

Известно, что13 февраля 1944 года Иван получил боевое задание, выполняя которое был ранен. В самолет попали три снаряда слева по борту, пять осколков попали Ивану в ногу. Большой осколок удалили, а три мелких остались, и бойца должны были дальше отправить на долечивание. Но после госпиталя сержант рвался в бой, потому и вернулся в родную часть к своим боевым товарищам. В сохранившихся письмах он рассказывает о ранении – это подлинное подтверждение, что ранение было и солдат остался жив. Но не будем забегать вперед...

Событие, которого абаканская семья
ждала 78 лет

Поисковик Татьяна Десятникова стала инициатором розыска родственников семьи. По опыту своей работы она понимала, что где-то есть люди, которые берегут память о нем. Недавно к поискам подключился и глава Абакана Алексей Лемин. Он сделал запрос в ЗАГС, откуда пришел ответ: после ухода из жизни мамы Ивана Егоровича, ее свидетельство о смерти забрал из ЗАГСа Иван Гаврилович Дайнек. А это уже весомая зацепка. Возможно, он родственник героя войны Ивана Суевалова?..

После выхода сюжета о Иване Суевалове на телеканале «Абакан-24», к нам в редакцию дозвонилась его родная племянница – Надежда Кириллова. Волнуясь и не скрывая слез, она рассказала, что семья искала фронтовика все послевоенные годы.

– Это было очень волнительное событие, потому что он мне приходится родным дядей по маминой линии, моя мама и он – родные брат с сестрой. Ивана Егоровича наша семья искала на протяжении 78 лет. Делали различные запросы, но безуспешно, ведь мы не знали, где он похоронен. Единственное, что у нас было – это извещение, которое в свое время получил мой отец в военкомате. В нем моей бабушке Хеонии Ивановне сообщали: «Ваш сын, воздушный стрелок младший сержант Иван Егорович Суевалов, находясь на фронте, пропал без вести 29 июля 1944 года».

Но бабушка Надежды, Хеония Ивановна, верила, что когда-то всё равно он найдется. Верила и ждала его всю жизнь.

Сейчас в руках семьи фронтовые письма. Это история. История одной семьи и история одной большой страны. Пожелтевшие треугольники, которым 78 лет… Иван Суевалов писал в Абакан своей маме и сестрам:

«Здравствуйте, мама, Аня, Нюра и Шура! Шлю вам боевой красноармейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Прежде всего сообщаю, что жив и здоров, живу по-прежнему хорошо, всесторонне. С 14 августа началась моя боевая деятельность, и в основном боевое крещение началось с 14.08, с 17:00 часов. Наш экипаж получил боевое задание уничтожить живую силу и технику противника на определенном участке фронта».

Воздушный стрелок Иван Суевалов ушел на фронт добровольцем весной 1943 года. Писал родным очень грамотные и проникновенные письма, в которых есть даже стихи:

«…В памяти шорох калитки,

Звездная ночь и крыльцо.

Чья-то родная накидка,

Чье-то родное лицо.

Отзвук далекого дома,

Жизни волнующий след.

Родине очень знакомый,

Связанный лентою лет».

Из письма: «Мама, обо мне прошу не беспокоиться. Все будет хорошо. Не следует убивать свое здоровье. Привет Саше, Наташе, Толе и Шурику. Аня, передай привет всем знакомым девушкам и т. д. Мама, прошу вас беречь это письмо, хотя бы мою рукопись. Пришлось обвести чернилами, в нем ведь я выразил впечатления боевого крещения, и интересно будет почитать, когда я вернусь домой после разгрома фашизма».

Но Иван не вернулся. И не сохранилось у семьи ни одной его фотографии, но судя по строкам в каждом письме, 22-летний Иван – добрый, внимательный, глубокий и отзывчивый человек! Как бы сложилась его судьба после войны? Какую бы профессию он выбрал? Возможно, у племянницы Надежды такие же глаза…

– Я бы хотела, чтобы его останки привезли в Абакан и захоронили на нашем кладбище. Я очень хочу, чтобы души моих умерших родственников соединились вместе, потому что мы его ждали 78 лет. И вот, наконец, в 2022 году это свершилось. Я думаю, что этот человек достоин быть погребенным в том месте, где он родился, – делится своими чувствами Надежда Кириллова.

Это история одной абаканской семьи… А сколько их таких? Миллионы! И те, кто не вернулся с той далекой войны, – живы… Живы в наших сердцах, пока мы помним о них! В этом году 9 Мая в «Бессмертном полку» Абакана шла и семья Кирилловых – Надежда Ивановна и ее дочь Олеся, которые несли в руках фронтовые письма своего солдата…

А Татьяна Никитична продолжает свой такой благородный труд. Низкий Вам поклон.

Мы не ставим точку на этом материале, а продолжим следить за ходом очередных поисков. Ведь каждый день поисковики находят всё новую и новую информацию. Например, сейчас имеется прямая связь с собственниками земли в Эстонии, где находится памятник, они гарантируют, что вандализма не будет, и они готовы сохранять его. Возможно, когда политическая обстановка в мире станет спокойнее, родственники советского летчика смогут побывать на его могиле…

Записала Екатерина ШАХАЕВА

Фото из открытых источников