Осенью 79 года, когда вулкан Везувий неожиданно проснулся от многотысячелетнего сна и грозил уничтожить город, большинство жителей Помпей бросили все нажитое непосильным трудом и покинули город. Среди имущества, оставленного ими, оказалось и много посуды, которую люди бросили в довольно неожиданных местах. Точнее, сказать, неожиданных для археологов – в мире помпейцев 2000 лет назад эта посуда, похоже, занимала предназначенное ей место.
Особенно много осталось керамических сосудов-контейнеров: амфор и горшков поменьше, в которых хранили масло, вино, соусы и прочую еду. Например, эти амфоры кто-то выставил двумя рядами в узком переулке.
По рядам горлышек, торчащих из лапилли, становится понятно, что амфоры не валялись на улице, а были аккуратно вынесены в переулок и, учитывая их узкие длинные донца, также аккуратно прислонены к стене. Наверняка они дожидались кого-то, ведь рядом находилась боттега-лавка… Может быть, курьера от покупателя с тележкой, запряженной осликом. Или наоборот – амфоры недавно привезли и сгрузили у лавки, а хозяин не успел занести их внутрь.
Обратите внимание, уважаемые читатели, на слой грунта, скрывающий эти сосуды. Эти камушки называются лапилли, и они ни что иное, как кусочки пемзы, выброшенные вулканом в десятках километров от города. Ветер принес их в Помпеи - настолько они легкие. Вот только их скопления весили намного-намного больше: настолько, что ломали черепичные крыши домов. Помимо лапилли в грунте, конечно же, присутствует и вулканический пепел.
А эти амфоры сушились на балконе второго этажа горлышками вниз. При извержении вулкана балкон рухнул вниз вместе со всем содержимым, а археологи смогли расчистить его. В честь события во время раскопок и отличительной черты улочки её назвали переулком Балконов.
Интересно, что обычно такие амфоры выбрасывали после использования, как одноразовую тару, потому что отмывать внутренность сосуда от масла или рыбного соуса – так себе работка. Да и новые амфоры достанутся покупателю вместе с товаром в них. Но в данном случае кто-то решил их использовать еще раз.
В одной из комнат жилого дома с большим окном хозяева оставили пару амфор и еще какой-то сосуд. Что в них было, возможно, определят лабораторные анализы.
А вот еще одна одинокая амфора в углу комнаты. Что она там делала? Для чего ее там поставили? Вопросы, вопросы…
Однако керамическая тара – не единственная посуда в Помпеях, оставленная горожанами. Дорогие сосуды из бронзы тоже были брошены, несмотря на их стоимость, потому что нести долго такую неудобную ношу тяжело (хоть и бросить жалко, как говорится).
Интересный момент: сосуды на фотографии выше и фотографии ниже были найдены в одном доме. Вот мог же себе позволить человек, да?
Но не все вещи помпейцы бросили не на своих местах именно из-за извержения. В некоторых домах шли ремонты, и хозяева убрали из комнат, где велись работы, мебель и посуду. Особо ценные вещи были не просто переставлены или убраны в другое место, а спрятаны. Например, этот прекрасный бронзовый кубок вместе с другой дорогой посудой был найден археологами при раскопках триклиния – парадной столовой богатого дома. Но не на столах или в шкафу, как можно ожидать, а на полу. Но поскольку некоторые комнаты в доме на момент извержения вулкана находились в состоянии ремонта, появилась гипотеза о том, что вещи из тех комнат переместили в другие помещения.
Этот кубок дорог не только тем, что он из бронзы и явно сделан на заказ. Но и совокупностью техник, которые мастера использовали для его изготовления. Думаем, этому шедевру стоит посвятить отдельный материал.
Впрочем, не стоит думать, что глиняные горшки обходились без декора. Нет-нет, посуда для праздников, особенно культовых, могла быть замечательно украшена. Например, вот ваза, которую специалисты считают сосудом для литургий – религиозных церемоний. Помимо его уникальной для его эпохи и региона формы (она на несколько веков древнее), мастер выделил сосуд еще и декоративной символикой, которая, если рассматривать каждый предмет вкупе с соседними, указывает именно на культовое использование вазы. Все это говорит о том, что сосуд был изготовлен на заказ.
А вот краснолаковый скифос – чаша на низкой ножке. Его бока украшены изображением дубовых ветвей с желудями. Ну, разве не прекрасная вещь для пиршества? Наверняка взгляды гостей не раз останавливались на нем.
Однако пора и честь знать. Хоть мы и можем о Помпеях рассказывать часами, все же надо думать и о читателях, верно?
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.