Едва появившись в 1956 году, этот фильм был тут же разобран на цитаты… И сегодня, по прошествии 66 лет, он остаётся одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий.
Канал «Назад в СССР» рассказывает:
Карнавальная ночь» открыла миру талант юной Людмилы Гурченко и начинающего режиссёра Эльдара Рязанова, которому суждено было стать классиком комического жанра.
Закончив в 1955 году работу над музыкальной картиной «Весенние голоса», молодой режиссёр Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма «Встречи на Камчатке». Однако директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию
Б. Ласкина и В.Полякова. Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом. Но руководитель проявил настойчивость.
Сценарий Ласкина – Полякова не вызвал у Рязанова особого воодушевления. Но он смиряется и приступает к разработке режиссёрского сценария. Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова, которого сыграл Игорь Ильинский. Именно этот образ придавал фильму сатирическую, злободневную направленность.
Огурцов, новый директор дома культуры какого-то завода, берётся лично курировать подготовку торжественного и весёлого новогоднего представления. При этом «торжественное», согласно его замыслам, должно всецело доминировать над «весёлым», иначе точно не получить одобрительных отзывов от высокого начальства, направившего товарища Огурцова на ответственный участок общественной работы. Однако такой подход встречает яростное сопротивление в рядах молодых артистов-любителей во главе с Леной Крыловой (Людмила Гурченко), которой отведена в концерте главная партия.
Евгений Нефёдов в своей рецензии на фильм от 23 декабря 2007 года пишет:
Ещё Карл Маркс предупреждал, что история для того и развивается столь нелепо, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым. Отсюда – всего шаг до привнесения в жизнь ощущения всеобщего праздника, тотального карнавала, не уступающего венецианскому и затеянного в ночь под новый год, когда традиционно звучат пожелания с новым счастьем. Искромётные гэги в исполнении «весёлых ребят» из послевоенного поколения бесподобны. Как невозможно забыть и замечательные, греющие душу лирические моменты.
Лично меня больше всего зацепил в этом фильме мексиканский танец (этот номер можно посмотреть здесь). Понятно, что исполняли его профессиональные танцоры, а не любители, о которых рассказывает фильм. Но это не меняет дела. Номер этот сделали братья Борис и Юрий Гусаковы, у которых был богатый репертуар и очень непростая жизнь. Автор по имени Андрей пишет в своём ЖЖ :
В 1937 у братьев посадили отца. Борису было 17, Юрий на два года моложе. Уже к этому времени оба начали карьеру танцоров, ориентируясь на американских степистов братьев Николс.
В 1942 Гусаковы ушли добровольцами на фронт. Во фронтовом ансамбле братья сделали оригинальный номер «Танец фрицев» на тему из Седьмой симфонии Шостаковича. Приемами чечетки Гусаковы изображали замерзающих немцев. Номер был таким впечатляющим, что братьев пригласили в известный в те времена оркестр Марка Покрасса. Там родился номер «Паровозик». Также Гусаковы воспроизводили номер братьев Николс из популярнейшего фильма «Серенада Солнечной долины».
В период борьбы с космополитизмом Гусаковы не могли не стать объектами критики, но выступать им давали, поскольку номера Борис и Юрий делали «актуальные». Так номер «Американские марионетки» показывал «танец механических кукол», критикуя президентские выборы США. Номер «Братья» использовал негритянские народные напевы. В 1949 Гусаковы ушли от Покрасса к Утесову.
В 1966 скончался старший из братьев, Борис. Юрий, которому на тот момент исполнилось 44 года, прерывать карьеру не хотел. Он взял в напарники некоего Михаила Кушнера. Поскольку лейбл Гусаковых был раскручен, Юрий и Михаил выступали как «Братья Гусаковы». Их сотрудничество продолжалось без малого десятилетие. Но в 1975 Михаил Кушнер решил эмигрировать, обрубая карьеру Юрия на корню. Возраст был уже не тот, и Юрий Гусаков занялся преподаванием.
В «Карнавальной ночи» братья появились с номером мексиканского танца.
Позже Братья Гусаковы ассистировали Людмиле Гурченко в следующем её фильме «Девушка с гитарой». И очень хорошо выглядели в комедии «Матрос с «Кометы».
Вот такая интересная и не слишком весёлая история – в отличие от самого фильма «Карнавальная ночь», который в 1958 году был удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Москве.
#карнавальная ночь #эльдар рязанов #людмила гурченко #мексиканский танец #братья гусаковы #любительское искусство