Найти в Дзене
Alien про кино

"Древний Египет. Великое открытие" 2005г. (6 серий)

Оглавление

Четыре тысячи лет много, это возраст, даже представить трудно - тысячи лет величия. Навсегда залитая солнцем страна, разноцветная и яркая, как это не странно, но древний Египет был раскрашен до предела, везде где только можно, особенно храмы.

Египет буквально утопал в цветах, археологи нашли описания, в которых говорится о повсеместных садах в Египте, и что интересно, в основном у частных домов. Точно известно, фараон Рамзес lll разбил множество садов в Фивах: стояли деревья, были газоны и цветы, тëплый ветер качал жасмин, яркий мак, лотосы и ромашки, папирус само собой. Вокруг храмов сады не приветствовались, они заполнялись священными цветами в глиняных горшках.

А кстати, если сейчас вас спросить, что вы думайте о древнем Египте, каков будет ваш ответ?

Мрачная атмосфера и бегающие за главным героем мумии? Как-то так? А как же, Голливуд прочно обосновался в нашем сознании - хотим мы этого или нет. Вообще-то, жизнь в древнем Египте была весьма прозаической, но загадочной безусловно.

-2

Со времëн Наполеона, другие континенты потихоньку начали узнавать, что в Африке когда-то была, но растаяла в песках времени целая эпоха. Авантюрный поход известного полководца в Египет, в 1798 году, открыл лишь титульный лист земли фараонов, полновесно о древнем Египте рассказали учëные и художники, которых привëз Бонапарт. В 1809 году, после 10 лет исследований, они начали публикацию грандиозного труда под названием "Описание Египта".

И только тогда, уже неизбежно, море тайн и загадок древней цивилизации затопило Европу. Люди восторженно ахнули, на африканский континент обрушился поток учëных различных мастей. Зарождалась новая наука: Египтология.

-3

Хочу вас познакомить с английским минисериалом, где есть две ключевые тайны Египта и одно любопытное приключение, которое оставит миру, самую красивую гробницу в долине царей. Вас ждëт удивительное путешествие в историю, время вопросов и загадок, время открытий и ответов..

Здесь можно будет представить себя археологом исследователем в стильной шляпе, и вместе с Говардом Картером впервые войти в гробницу Тутанхамона.

А если всë надоело? Бросаем опостылевшие дела и двигаем в солнечный Египет, где поможем Бельцони искать артефакты Рамзеса ll. Прикоснëмся к невероятной судьбе простого силача из бродячего цирка.

Наконец, попробуем открыть в себе научную жилку: творчески помучаемся рядом с Шампольоном, пытаясь расшифровать египетские иероглифы.

История первая, исследовательская

-4

Все знают, что Говард Картер в 1922 году нашëл гробницу Тутанхамона, но вот как он еë искал, знают немногие. Перед нами будет развëрнута немного сжатая, зато художественная история поиска, где археолога, разумеется, ждут трудности и лишения. Мы узнаем что у Говарда был тяжёлый принципиальный характер, как это на всех отражалось и что ещë мешало исследовать гробницу. Найти это только полдела, как оказалось. Узнаем о бюрократии в Каире и чем отличаются хороший археолог, от плохого. История про упорство и любовь к археологии, что позволяет преодолеть любые невзгоды, такие например, как первая мировая война, когда поиски пришлось отложить на долгое время.

-5

Взаимодействие Говарда с оплачивающим раскопки лордом Карнарвоном, было напряжëнным, надо признать, археологу не очень-то везло. Участок который он выбрал, уже был изрыт вдоль и поперëк, за такой промах (как многие считали) над ним вовсю потешались. Но Говарду было всë равно, он был упрямым человеком.

Карнарвон вложив огромное количество денег в раскопки, не получая отдачи, однажды отказывает в финансировании, как говорится, на самом интересном месте. Но счастливый случай и неожиданная находка, выручают Говарда, лорд Карнарвон возобновляет сотрудничество.

Это по фильму.

На самом деле, когда деньги перестали поступать, Картер поехал в Англию к своему покровителю и представил убедительные доказательства, что он в шаге от открытия. А ещë, (этого нет в фильме) Говард заявил: если денег не будет он сам начнëт финансировать раскопки. Но тогда, в случае успеха, Карнарвону ничего не достанется. И только после этого, титулованный лорд Порчестер сдался.

Дочь Карнарвона и Говард.
Дочь Карнарвона и Говард.

Можно сказать, археолог просто вычислил гробницу, мм.. слово просто не годится. Подход был сложным, профессиональным, Картер стал действовать как настоящий египтолог - как детектив. Он начал рассматривать и помечать уже открытые захоронения, сопоставляя их с ранее найденными артефактами, где упоминалось имя неизвестного фараона. Учитывал фундаменты хижин строителей гробницы Рамзеса Vl, которые находились на его участке. Отмечал места, на которые древние рабочие складывали выработанный грунт - они могли засыпать более старую гробницу и даже не знать об этом.

Ну и так далее в том же духе, пытаясь связать всë воедино, Говард настойчиво двигался к цели, на бумаге обозначил сеткой поле раскопа, зачëркивая квадраты по мере работ.

Про геодезическую сетку, это я просто, хотел сказать об иронии судьбы: по закону подлости, как всегда, только в последнем незачëркнутом квадрате, Картер и нашëл мальчика фараона.

-7

Карьеру будущий археолог начинал как художник, осталось много приличных акварельных рисунков.

Когда Говарду стукнуло семнадцать лет, он отправился в свою первую экспедицию в Египет, под руководством известного египтолога Флиндерса Петри. (Вот свезло!) На молодого человека были возложены обязанности рисовальщика. Но едва прикоснувшись к древним артефактам, парень познал то самое чувство, напряжëнное, но очень приятное - ощущение открытия. Именно тогда, он напрочь влюбился в археологию и решил связать с ней всю свою жизнь.

Акварель Говарда.
Акварель Говарда.

Когда Картер поднабрался, последовали и другие экспедиции, например, он вëл работы в поминальном храме царицы Хатшепсут, на западе Фив, где утвердился уже как профессиональный археолог и смог получить своë первое мировое признание.

История вторая, приключенческая

-9

В те далëкие времена.. а это было очень давно, даже до начала правления королевы Виктории. Двухметровый гигант Джованни Бельцони, силач из бродячего цирка, инженер по профессии, но по сути, рисковый человек, спокойно развлекал публику в зябкой и сырой Англии. Никто не знает точно, что побудило его бросить всë и отправится в солнечный Египет, но думаю тоже самое что у всех. Любопытство, авантюризм, мода на древний восток и загадки исчезнувшей цивилизации. Само собой заработать.

К сожалению человек не идеален. Не только учëные шли косяками на африканский континент, в Европе найденные предметы из Египта стоили бешеных денег, поэтому туда рванули многочисленные авантюрные и мутные личности. И не только из Англии. Всë что мы сегодня можем наблюдать в разных музеях по всему миру, все эти прекрасные древние памятники, вроде как ворованные. Во времена Бельцони их начали вывозить из Египта целыми кораблями.

Начиналась эпоха разграбления царства фараонов.

Бельцони учит каирских бюрократов как надо работать.
Бельцони учит каирских бюрократов как надо работать.

Другое дело, что самим египетским арабам было плевать на наследие своей страны, такое понятие как созидание, применялось ими на практике довольно однобоко. Они сами строили Каир из строительных блоков древних пирамид и храмов. Так что, по меркам того времени, ни о каком воровстве не могло быть и речи. Разрешения на раскопки покупались и продавались словно финики на базаре, ты мне я тебе. Всë было формально и зависело от количества денег соискателя.

-11

Джованни Бельцони прибыл в Каир со своей женой и помощником из цирка. Прибыл в розовых очках со светлыми наивными надеждами. Он мечтал откапывать артефакты и передавать их британскому музею. Но иллюзии быстро разбились об опасную действительность. В стране было полно различных группировок, расхитителей социалистической собственности которые ревностно следили за своими территориями, и где Бельцони никто не ждал.

Первое с чего начал будущий первооткрыватель, работать на турецкого пашу Мохаммеда-Али, правителя Египта и наместника. Используя свои навыки в гидромеханике, Джованни подрядился соорудить гидронасос для сельскохозяйственной отрасли в стране. Который как утверждал циркач, заменит десятки рабочих. Но что-то пошло не так, устройство поработав чуть-чуть сломалось и развалилось, кто-то даже покалечился. Джованни с позором прогнали.

Это одна версия, по другой механизм отлично работал, но наместник подумав, решил прикрыть лавочку. Такой механизм мог лишить работы сотни, а то и тысячи людей занятых на орашении земель. Безработица и потенциальные разбойники, нищета и в перспективе бунты.

(эта история в сериале пропущена)

-12

В Каире Бельцони остался не у дел и без денег. Но счастливый случай сводит мечтателя с послом британии в Египте лордом Солтом. Тот предлагает Джованни работу, по поиску и транспортировке ценных артефактов. Услышав что все найденные вещи будут бережно доставленны в британский музей, силач соглашается.

По фильму, Джованни трепетно относился к египетским древностям и не хотел продавать их на чëрном рынке, он мечтал что сокровища будут доступны и открыты всем миру.

Это моя любимая история, она самая художественная из трëх. Вас ждëт интересное и визуально очень красивое приключение, с подходящей величественной музыкой. Путешествие на маленьком кораблике по великому Нилу, от храма к храму. Бельцони будет делать остановки и буквально раскапывать историю, снимая уставшие песочные покрывала с древних веков. Вас ждут гробницы и храмы, по крышу занесëнные песком, транспортировка крупных артефактов и инженерные решения. А ещë, прекрасное описание конфликта с Бернардино Дроветти, лидером одной из опг, работающего на французов.

-13

Повествование заключено в две серии и выглядит очень милым, я долго раздумывал, разрушать идиллию или нет, нужны ли вам эти нелицеприятные факты вообще. Но, изучение истории, это прежде всего поиски правды, даже если она неприятна.

Жизнь Джованни Бельцони показанная в сериале слишком рафинирована, приглажена, он честен, добр, справедлив, прям.. рыцарь без страха и упрëка. На самом деле, ему было всë равно, отправлять артефакты в британский музей или куда либо ещë.

Биография Джованни описывает его тем ещë, хитрюгой и циником. Он не только поставлял найденные предметы Солту, продавал, покупал, но и составлял собственную коллекцию. Которую потом успешно открыл в Англии и рубил бабло, как говорится. Заматерел и даже судился с лордом Солтом из за алебастрового саркофага.

Бельцони в поисках сокровищ прошëлся, прочесал весь Египет, прихватив даже кусочек Нубии. Ему не было равных в упорстве и холодном расчëте, он легко влился в общество расхитителей, где снискал уважение.

-14

Читая биографию, я всë же чувствовал к циркачу расположение, этот человек явно был исследователем. Несмотря на то, что Бельцони безусловно обеспечивал себя любимого, он раскопал и открыл миру множество храмов и гробниц. Силач скрупулëзно всë документировал, зарисовывал, составлял карты, описывал. И делал это безвозмездно, то есть даром.

Есть в нëм что-то такое.. что привлекает, азарт, лëгкий цинизм и сильный интерес к древностям. Это к вопросу с кого писали Индиану Джонса. Как говорят, у циркача был любимый кнут, с которым он не расставался. Можно конечно сказать, что Бельцони откапывал храмы только для поиска сокровищ, но тогда зачем всë это: опись, протокол, сдал-принял - отпечатки пальцев. Откопал, нет ничего! пошëл дальше. К тому же, после своей бурной деятельности, Бельцони писал книги, например вот, "Повествование об операциях и открытиях внутри пирамид, храмов и гробниц, в Египте и Нубии", которую автор дополнил собственными рисунками.

-15

Джованни Баттиста Бельцони, загадочная и противоречивая личность в истории, вишенкой на торте судьбы неоднозначного археолога, стала открытая им гробница Сети l. Она считается самой красиво расписанной, самой изысканной, самой большой из найденных в Долине царей.

История третья, научная

-16

Воот, мы подошли к тайне тайн древнего Египта. Зачем построили все эти пирамиды и монументальные храмы? Кем были древние египтяне? Во что они верили и почему смерть была так важна для них? Просвящëнная Европа столкнулась с загадкой таинственных символов, многие пытались их разгадать, ничего не получалось.

Шла война между Францией и Англией, но в краткие промежутки тишины и мира, учëные шустро возвращались на свои места и продолжали исследования. В момент нашей истории, когда стихли ружья и пушки, началась другая война - война переводов. Из Франции деревенский бедняк но гениальный лингвист, Жан Франсуа Шампольон. Из Англии богатый Томас Янг, но тоже умный, учëный математик. Они схлестнулись в борьбе за то, кто первый разгадает тайну египетских иероглифов.

Всë крутилось вокруг розетского камня, это был древний, крупный артефакт найденный французами в Египте. Там было три текста, иероглифы, другой неизвестный язык и греческий. Как утверждал последний, все три были идентичны.

-17

Началась интеллектуальная война. Янг рассматривал иероглифы как код, который он сможет разгадать используя логику и анализ. Поначалу он думал, что надо изучать иероглифы, сравнивая их с греческим, но египетский язык был мертв, любой отдельный иероглиф никак не звучал, а как его нужно произносить никто не знал.

У Шампольона был другой подход, как лингвист он рассматривал иероглифы как что-то изначальное, а это значит, надо идти за "эволюцией" языка, не только вверх но и вниз. Конкуренты периодически публиковали свои шаги, в Европе с интересом за этим следили. А затем случилось Ватерлоо, крах Франции, в стране начались политические беспорядки, Жан Франсуа попадает под раздачу. Его обвиняют в подстрекательстве и мятеже. За использование библиотеки для политических собраний с целью заговора, он будет смещëн с должности и отправлен в ссылку. Шампольон поддерживал республиканцев.

Шухер!
Шухер!

Но война закончена, реабилитация и всë такое.. учëный лингвист возвращается. Жан Франсуа стремительно поднимается по карьерной лестнице и становится профессором. Но самое главное, он находит решение и выигрывает гонку переводов. Теперь он единственный в мире человек, который может читать иероглифы, слава о гениальном французе докатилась даже до Ватикана.

Жан Франсуа Шампольон
Жан Франсуа Шампольон

Но это опасно, найти допотопную цивилизацию в те времена было еретическим, библейская история сотворения мира считалась непреложным фактом. А если есть человек, который может научно доказать, что кто-то существовал до потопа.. Короче, у Шампольона возникают проблемы с церковью.

Перед своей первой и единственной экспедиции в Египет, Жан Франсуа имел серьëзный разговор с представителем короля. Он был вынужден согласится с выдвигаемыми условиями. Было указано: что если Шампольон найдëт что-то, что идëт против Библии, он не будет никому об этом рассказывать, тем более публиковать. И Жан Франсуа наконец-то, потратив столько сил, отдав всего себя для разгадки тайны языка, всë же увидел Египет, спустя долгие, долгие годы упорного труда.

По сути, Шампольон работал удалëнно, можно только представить что чувствовал человек, работая лишь с копиями копий, с отрывками исследований, книгами и рисунками. Где не было возможности прикоснуться к древним стенам и взглянуть на иероглифы своими собственными глазами.

Кнорозов за работой.
Кнорозов за работой.

Здесь надо отметить, что у нас тоже был свой гениальный лингвист, Юрий Валентинович Кнорозов, разгадавший древний язык цивилизации Майя. Судьбы этих великих людей удивительно похожи, они оба расшифровали древние языки так и не побывав на их родине. И только перед тем как уйти навсегда, перед самой смертью, они смогли прикоснуться к мечте.

Кабах, самый мистический город Майя. Внутри главного здания. Художник Федерик Казервуд. 1844 год.
Кабах, самый мистический город Майя. Внутри главного здания. Художник Федерик Казервуд. 1844 год.

Напоследок к минусам сериала. Сжато всë, причëм во всех трëх историях, додумывать надо, а лучше, знать историю в принципе, блин, многое за кадром, в этой телевизионной картинке мне хотелось большего. К тому же это телепроект - бюджет, понятно. Массовки мало, костюмы, декорации, но видно, авторы старались и сделали всë качественно, кажется, этот проект был действительно им интересен. С другой стороны, может и не надо дорогущих декораций, натурные съëмки пошли сериалу только на пользу.

В общем, здесь не только интересная движуха, но и лëгкое, простое знакомство с историей - что захватывает сразу, а на теле-мелочи вы уже не обращаете внимания. Главное хороший сценарий!

На этом всë. Смотрите историю, и пусть ваше воображение станет машиной времени, в прошлом оставили много чего интересного. Комментируйте и не забывайте про лайк. Рекомендательный алгоритм в Дзене так работает, банальный лайк очень помогает авторам.

-22