Найти тему
Записки от безделья

Стивен Кинг "Рита Хейуорт и побег из Шоушенка" (1982)

Одно из самых знаменитых произведений писателя с не менее знаменитой экранизацией, которую я еще не смотрела. Так что впечатления строятся исключительно на книге.

Сюжет: Энди приговаривают к пожизненному заключению за убийство жены и ее любовника. Сам он отрицает вину, однако улики выглядят неоповержимыми. В тюрьме банкиру-интеллектуалу поначалу приходится несладко. Однако острый ум, хладнокровие и умение ждать помогают Энди не только неплохо устроиться в тюрьме, но и совершить невероятный побег...

Варианты обложек (обе 2010 г.)
Варианты обложек (обе 2010 г.)

Повесть небольшая. По сути, ей пошло бы на пользу избавиться от воды и превратиться в крепкий рассказ (и это один из немногочисленных минусов). Мистики, ужасов и прочего кинговского тут ни грамма: перед читателем добротная психологическая драма.

Интересно, что поначалу повествование не трогает: обычный кинороман о невероятном тюремном побеге. Сколько их таких крутили по телеку! Читала и не понимала: и за что так хвалят столь посредственную вещь? Радовало лишь, что чернуха была показана довольно тактично, без смакования подробностей.

Обложки 2013, 2019 и 2021 гг. Повесть входит в авторские сборники "Четыре сезона" и "Стивен Кинг идет в кино".
Обложки 2013, 2019 и 2021 гг. Повесть входит в авторские сборники "Четыре сезона" и "Стивен Кинг идет в кино".

Однако ближе к концу повести вполне проникаешься авторской задумкой. Дело-то вовсе не в побеге. Стивен Кинг рассказал историю о человеке, который в любых условиях и обстоятельствах может и должен оставаться человеком, не изменять себе. Среда диктует, тут не поспоришь. Но и сильный характер диктует среде, исподволь меняя ее. Никогда нельзя опускать руки и терять надежду: даже из безвыходных ситуаций может найтись выход. Никогда нельзя сдаваться. Даже если упал, поднимайся и иди дальше. Закрылся один путь - ищи другой.

И герой вполне убедительно демонстрирует это. Вот уж на кого свалились тридцать три несчастья! Вот уж кому досталось по полной! Однако Энди продолжал жить, а не существовать. И доказал, что решают не столько мускулы, сколько внутренний стальной стержень и мозги. И бесконечное терпение. Неважно, сколько лет займет путь к цели, если в конце ждет победа. Никогда не поздно.

Наш герой - реалист. Он не боится замарать руки, но при этом не пойдет и на откровенно грязные поступки. "Есть третий путь, его и выбирают... все разумные люди в этом обществе. Ты балансируешь по самому краю, выбираешь меньшее из двух зол и следишь за тем, чтобы волки были сыты и овцы целы. И можно сделать вывод, насколько хорошо у тебя это получается, изучив, насколько хорошо ты спишь и не видишь кошмаров".

Англоязычные обложки
Англоязычные обложки

Энди озабочен не только собственным выживанием. По мере сил он помогает собратьям по несчастью, частично улучшая условия содержания и обучая желающих, дабы сделать их более подготовленными к жизни на воле. "Возможно, когда они выйдут отсюда, то не пропадут в этом жестоком мире". Иметь Энди в друзьях настолько же выгодно, насколько опасно - во врагах.

Само собой, другие заключенные воодушевляются и примером самого Энди, вновь и вновь изумляясь в стиле "а что, так можно было?" Думается, не один товарищ по несчастью вспомнил, что он не просто преступник, а личность. Закономерно, что со временем Энди превратился из человека в легенду, о которой с придыханием (и красочными преувеличениями) рассказывают каждому новичку. Его путь стал путеводной звездой для многих отчаявшихся и потерявших смысл жизни заключенных.

В экранизации постеров было только три, и они не вполне соответствовали книжному описанию.
В экранизации постеров было только три, и они не вполне соответствовали книжному описанию.

Ярким штрихом к повести стали шесть плакатов, по очереди украшавших камеру Энди на протяжении десятилетий заточения. Рассказчик, такой же заключенный, занимавшийся мелким бизнесом по доставке в тюрьму всевозможных вещей, в том числе и таких невинных, как постеры, долго недоумевал, зачем такому человеку, как суховатый упертый банкир, эти полуголые девицы.

"Однажды я спросил Энди, что для него значат эти открытки, и он как-то странно покосился на меня.
– Они для меня то же, что и для большинства других заключенных, полагаю, – ответил он. – Свобода. Понимаешь, смотришь ты на этих хорошеньких женщин, и чувствуешь, что можешь сейчас шагнуть на эту картинку. И оказаться там. На воле".

Не могу отказать себе в удовольствии подобрать точно такие же (или похожие) постеры, описанные Кингом.

1. Рита Хейворт.

-6

Звезда Голливуда 40-х, давшая название повести и первая девочка на плакате. Кстати, упоминание ее имени в заголовке лишний раз подчеркивает значимость этих постеров как символа мечты, труднодостижимой цели, к которой стремится герой. Энди покупает "за два с половиной - большую Риту, в полный рост, размером четыре фута". "Рита в купальном костюме, одну руку заложила за голову, глаза полуприкрыты, на полных чувственных губах играет легкая улыбка".

2. Мерилин Монро.

-7

Секс-символ 50-х. В камере Энди висел "тот самый плакат, где она стоит около решетки сабвея, и теплый воздух раздувает ее юбку".

3. Джейн Менсфилд.

-8

Также киноактриса и секс-символ 50-х, звезда "Playboy". "Джейн была, простите за выражение, соска".

4. Хейзл Курт.

-9

Англо-американская актриса конца 50-х - начала 60-х, получившая прозвище "королева ужасов". "Через год или около того ее <Монро> сменили на английскую актрису, кажется, Хейзл Курт, но я не уверен".

5. Ракель Уэлч (Реквель Вэлч).

-10

Американская актриса и секс-символ 70-х. "В 1966... Энди водрузил на стену Реквель Велч. Этот плакат провисел шесть лет". "Думаю, мне нравилась Реквель Велч более всего потому, что она стояла на великолепном побережье".

3. Линда Ронстат

-11

"Последняя открытка, которую я помню - хорошенькая исполнительница песен в стиле кантри-рок Линда Ронстат".

Как итог, "Рита Хейворт и побег из Шоушенка" вполне заслуженно считается одной из вершин творчества Стивена Кинга. Помимо воды, упрекнуть данную книгу можно разве что в утопичности самого побега: сложно себе представить, чтобы в реальности кому-либо удалось бы провернуть такое. Уж слишком много удачных совпадений и необыкновенной везучести. Особенно любопытно узнать, откуда Энди взял план тюрьмы и как закрепил постер за собой)

Знаменитый кадр из экранизации, послуживший неиссякаемым источником мемов.
Знаменитый кадр из экранизации, послуживший неиссякаемым источником мемов.

P.S.: Не обошелся-таки Стивен Кинг без фантастики.