Одно из самых знаменитых произведений писателя с не менее знаменитой экранизацией, которую я еще не смотрела. Так что впечатления строятся исключительно на книге.
Сюжет: Энди приговаривают к пожизненному заключению за убийство жены и ее любовника. Сам он отрицает вину, однако улики выглядят неоповержимыми. В тюрьме банкиру-интеллектуалу поначалу приходится несладко. Однако острый ум, хладнокровие и умение ждать помогают Энди не только неплохо устроиться в тюрьме, но и совершить невероятный побег...
Повесть небольшая. По сути, ей пошло бы на пользу избавиться от воды и превратиться в крепкий рассказ (и это один из немногочисленных минусов). Мистики, ужасов и прочего кинговского тут ни грамма: перед читателем добротная психологическая драма.
Интересно, что поначалу повествование не трогает: обычный кинороман о невероятном тюремном побеге. Сколько их таких крутили по телеку! Читала и не понимала: и за что так хвалят столь посредственную вещь? Радовало лишь, что чернуха была показана довольно тактично, без смакования подробностей.
Однако ближе к концу повести вполне проникаешься авторской задумкой. Дело-то вовсе не в побеге. Стивен Кинг рассказал историю о человеке, который в любых условиях и обстоятельствах может и должен оставаться человеком, не изменять себе. Среда диктует, тут не поспоришь. Но и сильный характер диктует среде, исподволь меняя ее. Никогда нельзя опускать руки и терять надежду: даже из безвыходных ситуаций может найтись выход. Никогда нельзя сдаваться. Даже если упал, поднимайся и иди дальше. Закрылся один путь - ищи другой.
И герой вполне убедительно демонстрирует это. Вот уж на кого свалились тридцать три несчастья! Вот уж кому досталось по полной! Однако Энди продолжал жить, а не существовать. И доказал, что решают не столько мускулы, сколько внутренний стальной стержень и мозги. И бесконечное терпение. Неважно, сколько лет займет путь к цели, если в конце ждет победа. Никогда не поздно.
Наш герой - реалист. Он не боится замарать руки, но при этом не пойдет и на откровенно грязные поступки. "Есть третий путь, его и выбирают... все разумные люди в этом обществе. Ты балансируешь по самому краю, выбираешь меньшее из двух зол и следишь за тем, чтобы волки были сыты и овцы целы. И можно сделать вывод, насколько хорошо у тебя это получается, изучив, насколько хорошо ты спишь и не видишь кошмаров".
Энди озабочен не только собственным выживанием. По мере сил он помогает собратьям по несчастью, частично улучшая условия содержания и обучая желающих, дабы сделать их более подготовленными к жизни на воле. "Возможно, когда они выйдут отсюда, то не пропадут в этом жестоком мире". Иметь Энди в друзьях настолько же выгодно, насколько опасно - во врагах.
Само собой, другие заключенные воодушевляются и примером самого Энди, вновь и вновь изумляясь в стиле "а что, так можно было?" Думается, не один товарищ по несчастью вспомнил, что он не просто преступник, а личность. Закономерно, что со временем Энди превратился из человека в легенду, о которой с придыханием (и красочными преувеличениями) рассказывают каждому новичку. Его путь стал путеводной звездой для многих отчаявшихся и потерявших смысл жизни заключенных.
Ярким штрихом к повести стали шесть плакатов, по очереди украшавших камеру Энди на протяжении десятилетий заточения. Рассказчик, такой же заключенный, занимавшийся мелким бизнесом по доставке в тюрьму всевозможных вещей, в том числе и таких невинных, как постеры, долго недоумевал, зачем такому человеку, как суховатый упертый банкир, эти полуголые девицы.
"Однажды я спросил Энди, что для него значат эти открытки, и он как-то странно покосился на меня.
– Они для меня то же, что и для большинства других заключенных, полагаю, – ответил он. – Свобода. Понимаешь, смотришь ты на этих хорошеньких женщин, и чувствуешь, что можешь сейчас шагнуть на эту картинку. И оказаться там. На воле".
Не могу отказать себе в удовольствии подобрать точно такие же (или похожие) постеры, описанные Кингом.
1. Рита Хейворт.
Звезда Голливуда 40-х, давшая название повести и первая девочка на плакате. Кстати, упоминание ее имени в заголовке лишний раз подчеркивает значимость этих постеров как символа мечты, труднодостижимой цели, к которой стремится герой. Энди покупает "за два с половиной - большую Риту, в полный рост, размером четыре фута". "Рита в купальном костюме, одну руку заложила за голову, глаза полуприкрыты, на полных чувственных губах играет легкая улыбка".
2. Мерилин Монро.
Секс-символ 50-х. В камере Энди висел "тот самый плакат, где она стоит около решетки сабвея, и теплый воздух раздувает ее юбку".
3. Джейн Менсфилд.
Также киноактриса и секс-символ 50-х, звезда "Playboy". "Джейн была, простите за выражение, соска".
4. Хейзл Курт.
Англо-американская актриса конца 50-х - начала 60-х, получившая прозвище "королева ужасов". "Через год или около того ее <Монро> сменили на английскую актрису, кажется, Хейзл Курт, но я не уверен".
5. Ракель Уэлч (Реквель Вэлч).
Американская актриса и секс-символ 70-х. "В 1966... Энди водрузил на стену Реквель Велч. Этот плакат провисел шесть лет". "Думаю, мне нравилась Реквель Велч более всего потому, что она стояла на великолепном побережье".
3. Линда Ронстат
"Последняя открытка, которую я помню - хорошенькая исполнительница песен в стиле кантри-рок Линда Ронстат".
Как итог, "Рита Хейворт и побег из Шоушенка" вполне заслуженно считается одной из вершин творчества Стивена Кинга. Помимо воды, упрекнуть данную книгу можно разве что в утопичности самого побега: сложно себе представить, чтобы в реальности кому-либо удалось бы провернуть такое. Уж слишком много удачных совпадений и необыкновенной везучести. Особенно любопытно узнать, откуда Энди взял план тюрьмы и как закрепил постер за собой)
P.S.: Не обошелся-таки Стивен Кинг без фантастики.