Привет, я Ульяна, мама 11-летнего Дениса.
У сына все в порядке с оценками и учебой, особенно, с математикой. Он занимается шахматами и китайским с репетитором, прочитал всего «Гарри Поттера».
А вот с дружбой и общением дела у нас хуже. Денису неинтересно среди ровесников, он почти не контактирует с одноклассниками.
Я беспокоилась, что сын растет замкнутым и асоциальным. Но за одни летние каникулы все перевернулось. Сейчас расскажу как, это получилось.
В классе отношения не складывались
До четвертого класс Денис проводил лето на даче с моими родителями. Я вырывалась к ним буквально на несколько дней, не могла оставить бизнес. А если «выхватывала» неделю отпуска, улетала в Европу для перезагрузки.
Сыну нравилось на даче: он играл с дедом в шахматы, ходил на рыбалку. Так случилось, что загородом Дениса окружали ребята помладше, но его это не смущало. Сын исследовал с ними окрестности и обучал их шахматам.
А когда возвращался в школу, – по-прежнему избегал одноклассников. Зато тянулся к ребятам постарше: с одним сошлись на почве компьютерных головоломок, с другим – из интереса к физическим опытам. Я понимала, что в классе ребята подбираются разные. Но мне было непонятно, как их может не связывать ничего, кроме уроков. И переживала, что у сына практически нет друзей.
Прошлой весной родители приобрели дом в Болгарии и переехали туда. А я продала компанию, чтобы чуть позже взяться за новое дело, и – впервые освободила для отдыха целое лето. Хотелось провести его вместе с ребенком, с пользой для нас обоих. Болгарию наметили на август, а на июль я думала подыскать Денису какой-нибудь умный лагерь, где бы он встретил близких по духу и интеллекту ровесников.
Еще было важно найти рядом хороший пансионат для себя. Я задумала поселиться там, чтобы видеться с сыном, а если что-то пойдет не так, – забрать его.
Как я открыла новый тип отдыха
В процессе онлайн поиска меня зацепило название «Дикая математика». Оказалось, это программа семейного лагеря на Оке с Маткласс.
Его формат покрывал все наши запросы: комфортное размещение для детей и родителей, много активностей на свежем воздухе, математика, физика, биология, теория решения изобретательских задач — ТРИЗ.
Я ничуть не боялась перегрузить сына занятиями во время каникул — ему это только в радость. Хоть и не очень понимала, как можно продуктивно учиться в лесу. Думала, это больше рекламный трюк.
Но попробовать все равно захотелось: по отзывам прежних участников, атмосфера на программе всегда была дружеской, питание — свежим и вкусным, природа — шикарной. А средний возраст ребят — примерно как у Дениса.
Семейный лагерь — калейдоскоп возможностей
Уже на месте я поняла: подобный отдых заменит набор СПА-процедур для мамы и месяцы с репетитором для ребенка. Во-первых, от рассвета до заката все на свежем воздухе. Во-вторых, дети не просто учатся. Они погружаются в математику через природу, игры, конструирование, эксперименты.
Они постигают построение лабиринтов, изобретают десять способов возведения шалаша, разводят огонь без спичек и учатся не промокать под дождем. Причем, ребята действуют командой, без оглядки на возраст друг друга.
Шестилетний ребенок может подсказать неожиданную идею 12-летнему. А тот, в свою очередь, «включает» ответственность по отношению к младшему, совершает поступки, делится знаниями.
«Дикая математика» оказалась дико интересной!
Что ни день, то сюрприз: экскурсия на пасеку, купание на карьере, астрономия со звездочетом.
У сына было занятие-фаворит: «Шахматная геометрия». На нем он очень сдружился с шахматистом-вундеркиндом Костей восьми лет. Однажды поговорив с этим вихрастым пареньком, и я поразилась, сколько может знать восьмилетний мальчуган.
Потом к их компании присоединился 13-ти летний Георг. Он рассказал, что в этом лагере со своими родителями в третий раз, что давно занимается в Матклассе и планирует стать программистом. В общем, отличная сложилась троица. Вместе они побеждали в квестах, придумали свой номер для вечера талантов и стали самыми активными участниками Робинзонады – игры на тактику, ориентирование и смекалку.
Помню, как я – совершенно счастливая – наблюдала со стороны их дружбу и думала: нельзя навешивать ярлыки на детей. Каждый выбирает «своих» не по свидетельству о рождении, а по духу, интересам, «общему воздуху». В разновозрастной компании складывается особая интеллектуальная среда. У всех свой опыт, запал и мотивация. Если взрослые создали среду, в которой ребята щедро этим делятся друг с другом, складывается команда.
После лагеря ребята оставались на связи, пригласили друг друга на день рождения, выбирались вместе на выходных на прогулку, спланировали следующую совместную поездку и мы продолжали общение.
Вот так в результате счастливых каникул у моего сына появились друзья. Настоящие друзья.
Какие выводы я сделала
Нужно расширять ребенку пространство выбора, находить сообщества и активности, где он может встретиться с разными детьми и активно провести время. Друзья рождаются в совместных активностях. Чем больше разного опыта общения в интересной для ребенка подаче, тем больше у него подружиться.
Семейный отдых с образовательными программами, квестами. командными играми дарит ребенку богатый опыт способов совместного проживания различных жизненных ситуаций. Именно многообразие личного общения буквально меняет уверенность ребенка в себе. А наличие мамы рядом помогает нужными словами, обнимашками, поддержкой дать ребенку душевное спокойствия если вдруг что-то пошло не его по плану.
Сочетание общих занятий и активностей по выбору дарит ребенку ощущение полной свободы отдыха, когда сам определяешь чем заняться и с кем провести время: играть в настольные игры или пойти к костру жарить машмелоу, конструировать змея или пойти на карьер купаться.
Да, в моменте мне очень хотелось, чтобы он занялся полезным по моему мнению делом, но анализируя сейчас, хвалю себя, что я не навязывала ему выбор. В результате увидела, что общение у костра с интересными людьми делает его воодушевленным, зажигает глаза и дарит счастье от отдыха и не менее полезно, чем занятия!
И взрослые и дети вместе педагогами купаются, обедают, играют в пинг-понг и видят в них прежде всего людей. Когда преподаватель математики делает с тобой танцевальную зарядку, а потом играет с тобой в футбол — это и есть для ребенка любовь к математике.
Семейный лагерь – супер-возможность как будто бы увеличить яркость и плотность отдыха в два раза и себе и ребенку. Успеваешь и выступить в жюри на концерте любимого чада, и пообщаться у костра, и пошептаться с ребенком, и с родителями в повеселиться на креатив-бое. Прошло только три дня, а перезагрузились ребенок и я так, как будто уже неделю отдыхаешь.
Лесной отдых с теплым душем, тропой босых ног, спортплощадкой и общением ребенка в хорошей компании проходит на свежем воздухе в любую погоду. И летом это особенно прекрасно!
Листайте дальше, чтобы пройти экскурсию по глэмпингу, узнать подробнее о программе и получить ответы на все вопросы.