Севастопольская трагедия линкора «Новороссийск» имеет достаточно много странностей. Помимо загадки самого взрыва, есть еще много других вопросов. К примеру, получив пробоину по правому борту, линкор опрокинулся на левый.
Странные выводы содержатся и в выводах многочисленных авторов, пишущих на эту тему. Например, озвучена точка зрения, в соответствии с которой, нужно было запустить свою силовую установку линкора (паротурбинную), и, выброситься на отмель своим ходом. Предложить такой вариант может только человек, никогда не стоявший за штурвалом.
Давайте подойдем объективно: даже с учетом того, что котлы были горячими (корабль только вернулся в бухту), запуск турбины, это, минимум, час. Но не это важно. Начать движение в бухте, набитой боевыми кораблями своим ходом? Почти наверняка это закончилось бы тараном в корму крейсеру «Молотов» (который стоял совсем рядом).
Большие корабли в бухту не просто так заводят буксирами. Управляемость корабля на малых скоростях близка к нулю, т.к. набегающий на перо руля поток воды почти не воздействует на него. По этой же причине долго не отдавали носовые цепи. Дрейфующий по бухте линкор представлял опасность для других кораблей. Да, с отдачей якорных цепей в носовой оконечности явно опоздали, это ошибка, но есть и другие нюансы.
Организационные вопросы мы не берем. Да, действительно, единого, грамотного руководства не было. Да, корабль был старым, водонепроницаемые переборки не держали, но, линкор находился не над бездонной пучиной. Под килем было всего 7 метров.
Корабль опрокинулся в тот момент, когда осадка носом составляла 22,5м, т.е. он на 5 метров носом зарылся в ил. Даже если бы он просто затонул на ровном киле, его верхняя палуба находилась бы над водой. Вместо этого, он достаточно динамично опрокинулся вверх килем, и какое-то время находился в перевернутом положении с креном 8 градусов (пока мачты и надстройки не ушли в жидкий ил). После этого, корабль находился вверх килем (нос и мидель примерно на 3 метровой глубине, корма 1,8 метра)
Прикидочный расчет многочисленных сценариев показывает, что корабль, шириной 28 метров, с очень большой вероятностью должен был лечь на борт (в самом крайне случае). Большинство офицеров было абсолютно уверено в том, что линкор перевернуться не должен. Вместо этого, линейный корабль не только лег на борт, но и очень быстро перевернулся вверх килем, лишь ненадолго замедлив опрокидывание.
Почему? Ответ комиссии, транслируемый многими авторами, достаточно странный: во всем виноват буксир, который неправильно тянул корму корабля. Цитирую книгу Б.А.Каржавина:
«Нет, не представлял себе Хуршудов, почему вдруг линкор начал крениться на левый борт. Ведь он был внутри корабля, в 7-м кубрике, перед входом в ПЭЖ, а не на ГКП. И не видел, что буксиры тянули корабль за левый борт к берегу,увеличивая его крен и создавая возможность для проникновения воды на броневую и батарейную палубы по левому борту, что и привело к катастрофе». Ну, то есть «дяденька упал, потому, что его к скамейке потянул малыш». Достаточно странная точка зрения. Ладно, давайте разберемся подробнее.
О чем идет речь? После того, как выяснилось, что отдать левую якорную цепь невозможно (опоздали), буксиры начали разворачивать корму к Госпитальной набережной (и это удалось сделать). Таким образом, расстояние до берега сократилось до 80 метров. На момент опрокидывания линкора буксиры уже просто пытались подтянуть линкор к берегу (но это не удавалось из-за того, что нос уже зарылся в ил).
Но, кто-нибудь может сопоставить тяговое усилие на гаке буксира и параметры линкора в 28 тыс. тонн? Кренящий момент для такого корабля ничтожен.
Да, в выводах комиссии есть фраза: «После того как появился крен на левый борт, буксиры, тащившие линкор в основном тоже на левый борт, могли только способствовать увеличению крена корабля и ускорять его гибель».
«Могли только способствовать». Для линкора, водоизмещением 28 тысяч тонн, даже в аварийном состоянии, все усилия всех буксиров – «как слону дробина». Они могли развернуть корабль, но накренить его (даже на 1 градус) они не могли (ну разве что, если бы они были пришвартованы за клотик мачты).
Дело здесь совсем в другом. Да, у меня нет под рукой гидростатических кривых линкора, нет расположения водонепроницаемых отсеков, но, принцип-то понятен. Когда-то давным-давно (я был еще на 3 курсе) дядя, с большими погонами, поучительно тыкая пальцем, рассказывал о том, что глупые итальянцы понаставили продольных переборок, сделав мало поперечных. Но, что-то расчеты никак не сходились.
Потом, когда удалось получить примитивную схему отсеков линкора, попробовал пересчитать, и опять «не сошлось». Да, в момент, когда кромка борта «погружалась» под воду (естественно) происходила потеря остойчивости, но, линкор все равно должен был лечь на борт, не опрокидываясь (осадка получалась больше, чем у линкора по факту).
Получался один-единственный сценарий, при котором линкор должен был перевернуться в течение нескольких секунд. Обычно такая ситуация складывается при тушении пожара, но, здесь, видимо, причина была чуть-чуть иной.
В 3.50 корабль удалось спрямить (до этого, небольшой крен был на правый борт), а в 3.55 линкор начал очень быстро «валиться» на левый борт, и через 20 минут, в 4.15 он опрокинулся. При этом, крен очень резко начал расти именно в последние минуты перед опрокидыванием.
Очень похоже на то, что выше ватерлинии находилось достаточно много воды, которая имела свободную поверхность. Или водоотливные средства качали воду из затопленных отсеков не за борт, а в отсеки выше ватерлинии, или балластировка велась с нарушениями. Если отсек балластируется, то его опрессовывают под горловину, чтобы не было свободной поверхности. Как шла балластировка сложно сказать, но, есть свидетельства.
Некоторые участники говорили о том, что вода начала поступать в их отсек через люки, шпигаты или вентиляционные шахты (сверху). Т.е. шел перелив воды с одного борта на другой.
Проблема была не в избытке продольных переборок, а, наоборот, беда, скорее всего, была в том, что они не держали. Не знаю, что конкретно произошло (да, и, наверное, никто не знает), но очень похоже, что комиссия до реальных причин опрокидывания так и не докопалась. Да и докопаться было уже сложно, большая часть документации, так и не переведенной на русский язык, погибла вместе с линкором. Во всяком случае, найти ее следы в архивных каталогах пока не удалось. Поэтому, это только предположение, основанное на динамике событий, (не более того).