Найти тему

Почему у моего ребенка нет друзей и что с этим делать?

Оглавление

Одним из важнейших навыков, который формируется у детей при посещении детского сада или школы – это навык социального взаимодействия. Именно этого часто ожидают родители, отдавая детей в сад. Они ожидают что их ребенок научится общаться в коллективе, где много других деток, где он – не всегда в центре внимания, где есть свои нормы, правила и социальная иерархия.

Действительно, в большинстве случаев так и происходит, дети попадают в новую для них среду, в коллектив, учатся взаимодействовать с разными детками. В процессе общения возникают разные ситуации, дети обнаруживают как общие интересы, так и их столкновения. Благодаря этому формируется тот самый ожидаемый опыт общения и построения отношений, в частности опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Но что делать, если вы замечаете, что у ребенка нет друзей и он предпочитает играть один.

Во – первых, важно понять, это системная ситуация или точечная. Для этого необходимо понаблюдать за тем, как ребенок общается с детками на площадках. Поинтересоваться у ребенка, с кем он любит играть, какая у него любимая игра, с кем из ребят ему нравится общаться и т.д. Возможно, имеет смысл расспросить воспитателя.  
Если обнаруживается, что ребенок действительно предпочитает играть один и не общается с другими, важно выяснить причину.

Возможно, ваш ребенок интроверт с богатым внутренним миром, и внешние контакты для него слишком энергозатратны. Такое бывает, важно не делать из этого проблему, принять его особенности и не внушать ему чувства неполноценности. При этом, важно обсудить с ребенком этот вопрос, научить комфортным методам взаимодействия с другими и способам восстановления после общения.

Также возможно, ребенок застенчивый (более подробно про застенчивых деток я описала в предыдущей статье. В этом случае важна ваша поддержка и помощь в его принятии себя, что несомненно отразится на его взаимодействии с другими.

Иногда бывает, что замкнутость ребенка обусловлена реакцией на словесный буллинг сверстников – оскорбления, насмешки, обзывание. Дети часто подсмеиваются над яркими чертами других детей: рыжий цвет волос, веснушки, очки и т.д. Это вызывает нежелание общаться у ребенка.

Если буллинг не зашел далеко и носит эпизодичный характер, надо работать в 2-х направлениях.

Во-первых, в принятия себя таким, какой есть, увидеть в ярких чертах свою уникальность, наряду с другими качествами. Показать на своем примере, как вы воспринимаете себя целостно, знаете свои сильные стороны, компенсируете слабые, и это совершенно нормально. Невозможно быть идеальным во всем. В некоторых случаях может быть полезным посмотреть фильмы или мультики о том, как люди с внешними особенностями достигали больших успехов и самореализации.

Во-вторых, важно научить ребенка адекватно реагировать на вербальную и физическую агрессию других детей. Четко объяснить, в каких ситуациях нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО и своевременно запросить вашей помощи.

Иногда, причиной детского одиночества является нежелание (отказ) других детей от общения с вашим ребенком по причине нарушения им границ других. Ребенок хватает игрушки из рук, толкается, не соблюдает культуру взаимодействия и так далее.

Важно – научить ребенка культуре взаимодействия, сформулировать правила уважительного честного взаимодействия по отношению ко всем, объяснить, почему важно научиться договариваться. Отличным инструментом как диагностики, так и коррекции являются совместные ролевые игры (медведь решил отобрать у зайцев морковку, или ворона обзывает курочку, или что-то подобное). Это прекрасный способ объяснить, как можно решать конфликты конструктивно, показать, что у других тоже есть свои чувства, интересы и важно научиться их уважать, выстраивая взаимодействие по принципу win-win (при котором все стороны должны быть в выигрыше).

Я перечислила лишь часть причин. Их гораздо больше. Ребенок может быть излишне обидчив, стеснителен, может считать себя неинтересным другим и так далее. Как вы видите, причин может быть достаточно много. И, если мы хотим помочь нашему ребенку научиться социализироваться, важно – разобраться в корневых причинах нежелательного поведения и постепенно развивать эмоциональный интеллект, который на прямую связан с навыком построения отношений с другими.

К слову, для помощи родителям и детям я создала обучающую мастерскую для детей 5- 8 лет, которая направлена развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Обучение проходит в мини-группе от 4 до 6 детей, где мы знакомим их с базовыми эмоциями, на примерах, героев из сказок и мультфильмов. В игровой форме учим детей замечать свои эмоции и эмоции других, правильно их проживать, учимся выходить из негативного влияния эмоций и выстраивать свое поведение с учетом знаний об эмоциях.

Татьяна Гринько

#детскийпсихолог #уребенканетдрузей #социализация #эмоциональныйинтеллект #детскаяпсихология