Найти тему

Мы составили ЕГО, и продажи взлетели: как работает портрет клиента

Оглавление

Портрет клиента — это образ покупателя, проблему которого решает ваш продукт. Опираясь на него, вы поймете, как правильно позиционировать себя на рынке, составлять интересный контент, продвигаться и увеличивать продажи.

Портрет клиента vs целевая аудитория

Целевая аудитория — группа людей, которых объединяют определенные характеристики, а портрет — отдельный человек из этой группы, ваш идеальный покупатель.

Сначала вы определяете ЦА в целом, а затем находите самого типичного ее представителя. Кстати, у нас в блоге есть классная статья про целевую аудиторию.

Разберем разницу на примерах. Допустим, вы продаете снаряжение для походов с детьми.

  • Целевая аудитория: мужчины, 30–40 лет, которые любят ходить в походы и ездить на природу, у них есть дети возраста от года до четырнадцати лет, которых они берут с собой и приучают к активному отдыху.
  • Портрет клиента: Иван, 34 года. Женат, одному ребенку три года, второму — шесть лет. Доход 60 000 рублей в месяц. Работает юристом как самозанятый. Раз в две недели выезжает с семьей на природу, остаются ночевать с палатками. Любит организовывать детям разные активности на природе: походный гамак, препятствия из веревок, детскую палатку с ковриками и спальными мешками, ловля рыбы, приготовление еды. Считает, что подобные выезды на природу помогут детям вырасти всесторонне развитыми личностями и укрепит их здоровье.

Как составить портрет клиента наиболее точно: 4 шага

  1. Ответьте на вопрос: «Какую проблему клиента помогает решить моя услуга или товар». Например, кому-то сумка-шоппер нужна, потому что с ней удобно ходить в магазин за покупками, кому-то — чтобы сделать свой вклад в экологию и не покупать пакеты, а некоторым — чтобы брать с собой поездки и складывать в них одежду.
  2. Определитесь, кто ваш покупатель. Замужняя молодая женщина, которая после работы заходит в магазин, юная девушка-борец за экологию, или деловой мужчина, которому важно, чтобы его одежда в командировке выглядела «с иголочки».
  3. Найдите места, где чаще всего бывает ваш постоянный клиент. Продовольственный магазин, кафе вегетарианской еды, гостиниц, в которой останавливаются люди в командировках. Это поможет определить каналы продаж, через которые покупатель найдет вас.
  4. Определите, какие косвенные выгоды получит от вашего продукта покупатель. Например, новый шоппер поможет не тратить деньги на пакеты, дополнить имидж, рассортировать вещи по дням недели.

Ответив на эти вопросы, переходите к более детальному описанию вашего клиента.

Какие характеристики нужно анализировать

Составить портрет клиента помогут помогут следующие характеристики.

Географические. Где территориально находится человек, какие природные условия его окружают.

Социально-географические. Пол, возраст, семейное положение, состав семьи, образование, род деятельности, условия проживания, доход.

— Психографические. Социальный слой, стиль жизни, личные качества, эмоции, ценности и интересы, мечты и страхи, отношение к инновациям, хобби.

Поведенческие. Например, активный и пассивный стиль реакций на события.

__

Чем детальнее проработан портрет, тем проще вам будет его использовать. Можно даже визуализировать его и повесить на стену изображение. Зная боли, проблемы и задачи ваших клиентов, вы будете не «продавать», а решать их проблемы — а это уже совершенно другой подход.