Шесть лет назад, в мае 2016 года, вступил в силу федеральный закон №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа».
Его принятие было вызвано серьёзной проблемой оттока населения Дальнего Востока России: за последние 20 лет регион в поисках «лучшей доли» покинули более двух миллионов жителей. Поэтому закон должен способствовать заселению и освоению пустующих до этого свыше 140 миллионов гектаров земель – это почти треть территории всего Дальневосточного федерального округа. И тем самым заполнить образовавшуюся здесь серьезную демографическую нишу.
Мудреное название этого закона вскоре трансформировалось в более понятный всем проект «Дальневосточный гектар».
С февраля 2017 года право на этот гектар по договору безвозмездного пользования получил каждый гражданин РФ, независимо от места его постоянного проживания.
Опросы ВЦИОМ тогда показали, что 14 процентов россиян потенциально готовы взять этот гектар на освоение, а среди жителей Дальнего Востока таковых оказалось 27 процентов.
Любой житель России получает право на дальневосточный гектар
В рамках этого проекта любой житель России получает право на дальневосточный гектар, подав заявление – или в письменном виде в МФЦ, или через местное отделение Росреестра. Но можно это сделать, выбрав приглянувшийся земельный участок, даже не выходя из дома – на сайте «НаДальнийВосток.рф».
Затем, после одобрения заявки, в течение первого года новоявленному гектарщику необходимо определиться с видом использования этого участка, через три года – задекларировать ход его освоения, чтобы по истечении первых пяти лет использования получить участок в собственность или взять его в аренду на 49 лет.
Что ж, сегодня, когда истекли эти пять лет, - самое время подводить первые итоги современного освоения Дальнего Востока. А они, как это часто бывает, пока разнополярны.
- Вот пример сахалинца Алексея Ткаченко, который вместе с родственниками оформил несколько гектаров земли, где создал уже получившую популярность туристов этнодеревню с центром стрельбы из традиционных луков и ездового спорта на оленях и собачьих упряжках в традициях коренного народа Сахалина – нивхов. Все хорошо и привлекательно. Но Ткаченко уже вложил в развитие своего проекта пять миллионов рублей собственных средств.
Далеко не у каждого претендента на дальневосточный гектар имеются такие свободные деньги. А без них полученная земля может превратиться в простое обременение. Если же гектарщик за пять лет не сумел или не успел выстроить капитальный дом, предъявить весомые аргументы развития своего бизнеса, то эта земля возвращается в государственную или муниципальную собственность.
Опять чиновники мешают?
На днях полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провел по этому поводу во Владивостоке большое совещание. Где выяснилось, что в некоторых муниципалитетах чиновники умудряются искусственно сдерживать рассмотрение заявок на закрепление гектаров в собственность или в аренду. Были случаи, кода решение этих вопросов затягивалось на целый год.
А за это время сроки безвозмездного пользования гектарами истекают, и земля изымается. Полпред пообещал, что виновные в этих «играх» понесут ответственность, вплоть до уголовной. Что ж, будем, как говорится, посмотреть…
- А жительница Камчатского края Дарья Позднякова вместе с мужем и сестрой взяли сразу три положенных гектара, которые стали видом бизнеса – конно-туристическим клубом. При этом их вложения в его развитие на бесплатной земле уже составили более четырех миллионов рублей – заёмных средств друзей и банковского кредита, которые предстоит возвращать, да ещё и с процентами. Никаких льгот Дарья с мужем не получали. Отсыпкой и обустройством дороги, закупкой и оборудованием септиков, необходимым строительством полностью занимаются сами, на эти свои заёмные деньги.
Потому что у гектарщиков нет юридических механизмов, чтобы добиваться от властей создания инфрастуктуры на полученных участках. Средства на это по закону могут выделяться по госпрограммам из бюджета только в случае образования нового сельского поселения.
Поэтому пока, как в старой пословице: гладко было на бумаге…
Государство обещало землю – и выделило её. А всё остальное – дело рук самих «утопающих».
Например, чтобы взять грант для развития фермерства, нужно иметь специальное сельхозобразование и прописку в сельской местности.
К тому же далеко не все гектарщики знают об ограничениях на виды использования земли. Если, например, она окажется в лесном фонде, то её пользователь лишается права построить не ней дом или возвести другие постройки. А ранее об этом официальные структуры гектарщикам, как правило, не сообщают.
В результате за шесть лет действия программы «Дальневосточный гектар» в Приморье – лидирующем по количеству выделенных гектаров и самом благодатном крае региона для проживания и развития бизнеса - в безвозмездное пользование предоставлено чуть более 20 тысяч участков. И… только 182 из них пока оформлены в собственность или в аренду.
Внимание! У нас новая рубрика #хакнем_восток
Автор: Евгений Козуб, независимый автор из Владивостока