После окончания коммерческого колледжа в Кобэ, Такума Хиса нашел работу сначала в небольшой фирме Судзуки Сётэн, а затем, благодаря знакомству с выпускником университета Мицудзиро Исии в 1927 году, в токийском офисе Асахи Синбун.
В марте следующего года редакционная ошибка в газете привела к случайной публикации статьи, содержащей формулировки, которые некоторые сочли оскорбительными для Императорского дома, и редакции газеты стали объектом нападения со стороны лоббистов из Риккэн Сэйюкай (立憲政友会, «Партия друзей конституционного правления») и других правых групп. Такие обстоятельства вынудили газету усилить охрану и меры безопасности в целом.
В 1932 году Хиса был переведен в офис газеты в Осаке, чтобы занять новую должность менеджера по общим вопросам, которая включала в себя ответственность за безопасность. Вскоре после этого, Исии познакомил его с Уэсибой Морихэем, которого он называл «что-то вроде гения среди практикующих дзюдзюцу». Хиса и несколько его охранников и других сотрудников начали изучать дзюдзюцу Уэсибы в качестве официальной части своих обязанностей.
В то время Хиса жил в служебном здании в Сонэдзаки тё, которое когда-то было резиденцией бывшего президента Асахи Синбун Мураямы. Вместе со своими сотрудниками он каждое утро обучался дзюдзюцу у Уэсибы в додзё на территории школы. Это обучение продолжалось до одного из дней в июне 1936 года. Когда учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, внезапно появился в редакции газеты, и Уэсиба покинул Осаку. Техники, которым Уэсиба обучил Хису и других, задокументированы в первых шести томах Содэн, одиннадцати томного собрания техник, переданных Уэсибой Морихэем и Такэда Сокаку, а также в фильме, снятом Асахи Синбун.
Из этих материалов и описаний Хисы ясно, что то, чему Уэсиба учил Хису и его сотрудников во время своего пребывания в Осаке, было чистым Дайто-рю и, что более важно, техниками, содержащими достаточно основ Дайто-рю, чтобы позволить группе изучить более зрелые техники, которым Сокаку научит их позже. По словам Хисы, Сокаку спросил группу, чему они научились до этого момента, и попросил их продемонстрировать некоторые приемы. Затем он сказал, что нет необходимости повторять то, чему они уже научились у Уэсибы, и что он сам продолжит обучение на более высоком уровне. Техники, которым впоследствии обучал Сокаку в додзё Асахи Синбун, описаны в Седьмом и последующих томах Содэн.
Когда сегодня мы практикуем совокупность техник, описанных в Содэн, переход от тех, которым учил Уэсиба, к тем, которым учил Сокаку, кажется очень естественным, без каких-либо разрывов, которые можно было бы ожидать между техниками в шестым и седьмым томах.
Кстати, хотя у Хисы не было другой возможности учиться непосредственно у Уэсибы, 31 мая 1956 года он получил сертификат восьмого дана в айкидо с печатью Уэсибы.
В результате получается, что техники, которым Хиса научился у Уэсибы, явно составляют основу учебной программы Такумакай. Кроме того, совпадение этих техник с техниками, которым позже научил Такэда, ясно указывает на то, что в тот момент Уэсиба все еще преподавал в соответствии с традицией Дайто-рю Сокаку Такэды (хотя, возможно, с небольшим влиянием его личного стиля), а не по значительно отличающейся учебной программе, которую он позже будет широко преподавать как айкидо.
Кокюдзимэ
Хиса с большим энтузиазмом относился к обучению одной конкретной технике, называемой кокюдзимэ, хотя люди, похоже, больше не практикуют её так часто. В этой технике, когда ваш противник захватывает ваше правое запястье левой рукой, вы поворачиваете его запястье и руку в положение никадзё (большой палец направлен вниз, ладонь обращена наружу), удерживая тыльную сторону его ладони левой рукой и захватывая его запястье правой, затем обеими руками выполняется замок (практикующие айкидо, конечно, признают это как никё). При эффективном выполнении этот приём заставляет противника опуститься на колени, его рука вытянута, а запястье все еще находится под вашим контролем, и делает его неспособным сопротивляться.
Когда мы тренировались под руководством Хисы, мы часто выполняли эту технику вместе с двумя или тремя другими базовыми, как своего рода разминку, прежде чем перейти к реальной практике.
Несмотря на кажущуюся простоту, на самом деле довольно сложно заставить кокюдзимэ работать. Я помню, что раньше нам было чрезвычайно трудно добиться желаемого эффекта, и чаще всего, я думаю, мы просто прокладывали себе путь через силу.
Одна из причин, по которой этот приём трудно выполнять эффективно, связана с тем, что рука вашего противника вытянута. Есть два хорошо известных способа справиться с этим: в одном вы сильно переворачиваете руку противника в обратном положении, сгибая его локоть и притягивая его к себе; в другом вы кладете свой собственный локоть поверх его таким образом, чтобы прикрыть и контролировать его. Любой из этих приёмов еще более эффективен, если вам удастся обездвижить руку противника, прижатую к вашей груди, при применении блокировки.
Но сам кокюдзимэ полностью отвергает эти рекомендации и намеренно заставляет практикующего пробовать только самый сложный метод наложения блокировки. По этой причине, я часто задавался вопросом, сможет ли кто-нибудь, кроме относительно сильных людей, когда-нибудь заставить это работать. В конце концов, после долгой практики, я начал лучше понимать его суть и пришел к пониманию того, что на самом деле это не техника, которая полагается исключительно на силу.
Во-первых, важно высвободить всю силу, которую вы удерживаете в плечах, и держать подмышки и локти закрытыми. Затем, вместо того, чтобы концентрироваться конкретно на попытке согнуть запястье вашего противника, просто опустите руки к своему пупку (или ниже него), как если бы вы рубили мечом, зацепив мизинец за лучезапястный сустав, когда вы это делаете, и сосредоточьтесь на концентрации всей своей энергии на его плече…
Самое главное - наполнить всё свое тело энергией и позволить этой энергии передаваться через ваши захватывающие руки, через руку вашего противника и в его плечо. Это позволяет выполнять технику довольно эффективно, используя относительно небольшую физическую силу. Таким образом, название кокюдзимэ, что означает «фиксировать дыханием (кокю)», вполне подходит.
Придя к пониманию кокюдзимэ в этом свете, я ни в коем случае не рассматриваю его как просто технику начального уровня. Я бы сказал, что человек, который может свободно применять её, несомненно, получил глубокое понимания сути айки.
Хиса всегда старался начинать семинары с обучения кокюдзимэ, вероятно, потому, что чувствовал, что в ней содержится так много характерного для Такумакай Дайто-рю. Это, а также большое количество вариаций техники, наводит на мысль, что нам не мешало бы пересмотреть наш взгляд на кокюдзимэ и активнее исследовать его глубины.
Хакару Мори (8-й дан) Менеджер по общим вопросам Такумакай. Мори родился в 1931 году и начал обучаться Дайто-рю айкидзюдзюцу у Такумы Хисы в 1962 году. Он получил сертификат кёдзю дайри в 1965 году и 8-й дан в 1973 году.
ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ.
ТЕХНИКИ ТАКЭДА СОКУКА, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ В ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ ТАКУМАКАЙ
СУВАРИ ВАДЗА МУНА ДОРИ
Такэси Кавабэ, кёдзю дайри (инструкторская лицензия)
ПОСЛЕДНИЙ УЧЕНИК СОКАКУ ТАКЭДА
МЕЧ В ДАЙТО-РЮ
АЙКИДЗЮДЗЮЦУ - древнее боевое искусство самураев?
ИСТОРИЯ ДАЙТО-РЮ. ХИСА ТАКУМА, ПРЕЕМНИК ТАКЭДА СОКАКУ
ИСТОРИЯ ДАЙТО-РЮ: НАКАЦУ ХЭЙДЗАБУРО, ОСНОВАТЕЛЬ ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ НА СИКОКУ
ИНТЕРВЬЮ с ХАКАРУ МОРИ, ДИРЕКТОРОМ ДАЙТО-РЮ АЙКИ-ДЗЮДЗЮЦУ ТАКУМАКАЙ
МИФ О ЁСИНКАН АЙКИДО И ДАЙТО-РЮ
РАССКАЗЫ О МАСТЕРЕ ДАЙТО-РЮ ТАКЭДА СОКАКУ
СЭНСЭЙ ТИБА и ДАЙТО-РЮ АЙКИДЗЮДЗЮЦУ НА СИКОКУ
ТАКУМА ХИСА, МОСТ МЕЖДУ ДАЙТО-РЮ и АЙКИ БУДО
ТАЦУО КИМУРА О СВОЁМ ОПЫТЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ И ЗНАКОМСТВЕ С ЮКИЁСИ САГАВА
УБЕГАЛ ЛИ УЭСИБА ОТ ТАКЕДЫ СОКАКУ?
ФИНАНСОВЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ТАКЭДА СОКАКУ И УЭСИБА МОРИХЭЕМ