Порою требования нового ГОСТ РВ 0015‒002‒2020 настолько сложно сформулированы, что после первого прочтения уже хочется бежать за второй…
Не верите? Всматриваемся в текст подраздела 10.2.3 перечисление а):
«10.2.3 Организация должна:
а) своевременно довести до сведения внешнего поставщика требования, предъявляемые к корректирующим действиям, если установлено, что за выявленное несоответствие ответственность несет внешний поставщик…»
Какой матёрый человечище формулировал! Сколько ситуационных уровней вложено в одно предложение!
А по сути, всего-то требуется довести до внешнего поставщика по какому ДС будет вестись рекламационная работа. И все. Поэтому я и назвал реализацию изящной, поскольку она не требует отдельных затрат.
Итак – последовательность действий.
1 Записываем в РК или другой соответствующий документ СМК фразу типа «ООО «WWW» своевременно доводит до сведения внешнего поставщика требования, предъявляемые к корректирующим действиям (мерам), если установлено, что за выявленное несоответствие ответственность несет внешний поставщик. Доведение требований осуществляется путем их внесения в контракт (договор) по СТО …. (СТО по управлению контрактами (договорами)».
2 В контракт (договор) с внешним поставщиком вносим фразу (в раздел «Качество продукции») типа: «При выявлении несоответствий в поставленной продукции работы проводятся согласно…».
Вместо многоточия по п.2 вносим ГОСТ РВ 0015‒703, если внешний поставщик подпадает под действие этого стандарта.
Предвижу, что немало аудиторов в этот момент пожмёт плечами и, торжествуя, спросят: «А где тут корректирующие действия? А?».
Всегда считал, что процесс убеждения упёртых сторон в СМК нужно начинать с терминов.
Всё, что написано в вышеуказанной терминологической статье, поставщик (точнее, созданная им комиссия) и обязана установить в процессе исследования по ГОСТ РВ 0015‒703 с оформлением акта исследования (приложение Б.9 ГОСТ РВ 0015‒703‒2019), который направляется, в том числе и потребителю.
Сложнее с пунктом 2 в случае, если поставщик ГОСТ РВ 0015‒703 в глаза не видел по причине ненужности оного для него. К сожалению, для невоенной промышленной продукции не разработан вменяемый стандарт по работе с рекламациями. Инструкция П-7? Вряд ли. Что делаем? Вспоминаем, что обычно включают в контракт (договор).
Проект договора, независимо от разработчика, должен содержать:
а) требования к закупаемой продукции и её качеству со ссылками на нормативные документы, ДС (ДСОП);
б) комплектность документации на закупаемую продукцию;
в) объемы и сроки поставки закупаемой продукции;
г) заявление внешнего поставщика о том, что поставляемая продукция не является контрафактной (поддельной, фальсифицированной);
д) порядок верификации закупаемой продукции в ООО «ООО» со ссылками на нормативные документы, ДС (ДСОП);
е) порядок действий при выявлении в ООО «ООО» несоответствий в закупленной продукции со ссылками на нормативные документы, ДС (ДСОП);
ж) порядок получения ООО «ООО» актуальной документированной информации об аттестации специальных и (или) особо ответственных технологических процессов (операций) внешнего поставщика;
з) цену и порядок расчета за отгруженную продукцию;
и) порядок доставки закупаемой продукции (в том числе – момент, с которого права собственности (ответственность) на закупленную продукцию переходят к ООО «ООО»);
к) срок действия договора.
Как видим, наш случай – перечисление е). Но у нас нет ни ДС, ни ДСОП. Остается только сам заключаемый договор. Как вариант, проще всего внести в договор (приложением) выжимку из ГОСТ РВ 0015‒703 (без ВП, разработчика, заказчика, некоторых драконовских сроков и т.д.).
Учитывая, что вышеперечисленное производится в рамках предконтрактной (преддоговорной) работы, выбиваем последний козыришко у особых аудиторов: «Какие Ваши доказательства, что требования доведены своевременно? А?».
Само собой, очень желательно показать аудитору описываемую цепочку событий на примере: контракт (договор), рекламация, акт исследования и т.д.
Принципиально ли внесение порядка доведения требований до поставщика в СТО по корректирующим действиям? Требование 10.2.3а) находится в подразделе «Несоответствия и корректирующие действия» и логично его внести в вышеуказанное СТО. Однако, главное, чтобы оно (требование) было в СТО по управлению контрактами (договорами).
Подсмотреть, как это записано в живом СТО или можно здесь.
СТО 123456RW-100-2021 Система менеджмента качества. Руководство по качеству
СТО 123456RW-161-2021 Система менеджмента качества. Управление закупками. Контракты (договоры) с внешними поставщиками процессов, продукции и услуг
СТО 123456RW-205-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление коррекцией и корректирующими действиями (мерами)
Актуальный перечень ранее опубликованных на канале статей со ссылками посмотреть/скачать.
20.07.2022