Хива, построенная больше 2500 лет назад, когда-то была одной из ключевых точек Великого шёлкового пути и столицей Хивинского Ханства. В ворота входили караваны верблюдов, а усталые путники останавливались в караван-сараях.
Как и во многих средневековых городах, тут было два города: внутренний, расположенный за массивными крепостными стенами, и внешний.
Сегодня утром предлагаю прогуляться по внутреннему городу, который называется Ичан-Кала. И увидеть это место таким, каким его почти не видят туристы, ведь желающих прогуляться на рассвете не так уж и много. Точнее, их почти нет. Во время своих прогулок я не встречала других туристов. Только некоторых местных жителей.
В рассветных сумерках улицы пусты. И только местные жители возвращаются из мечети с молитвы.
Но людской поток очень быстро кончается, и город снова погружается в тишину и спокойствие.
И тут открывается его настоящая сущность. Становится понятна задумка строителей, архитекторов, можно оценить масштабы площадей и очень легко представить, как тут всё было раньше.
Вот на велосипеде проезжает пожилой мужчина, который постепенно выключает подсветку. У него четкий маршрут, и если на рассвете подняться на один из минаретов, то можно отследить, как постепенно гаснут огни города, по мере того как он перемещается от одного здания к другому.
У этого мужчины на мопеде с кузовом тоже есть свой утренний маршрут. Он держит гостевой дом, а по утрам ездит за продуктами и вывозит мусор.
Становится чуть светлее, и в городе появляются они - повелительницы мётел.
Несмотря на то что днём тут очень много туристов и кипит жизнь, в городе очень чисто. Настолько, что на тротуары можно спокойно сесть и не испачкаться. И все благодаря этим женщинам, которые остаются незамеченными.
И да - везде ручной труд. Никаких тракторов или механизмов, которые подметали бы улицы.
А вот так выносят мусор из общественных урн. Тоже вручную.
Постепенно город просыпается, появляются первые местные жители, которые приветствуют друг и друга и спешат по своим делам.
Улицы постепенно наполняются шумом и гамом туристических группок. Открываются сувенирные лавки, кафе и небольшие магазинчики.
Но наступит вечер, и жизнь здесь снова замрёт.