Площадь Народов СССР на ВДНХ представляла собой прямоугольник, размеры которого и сегодня значительно превышают Красную площадь. По сторонам было расположено 11 павильонов республик, краев и областей. Справа от главной аллеи, возле фонтана «Каменный цветок» находится павильон, судьба которого извилиста так же, как вся история главной выставки страны.
В 1937 году, когда днем и ночью велось строительство ВСХВ, на этом участке проектировалось здание под экспозицию «Северный Кавказ и Крым». Когда же было объявлено о переносе срока открытия объекта на год, по проекту архитектора В. А. Ершова началась переделка павильона, который теперь упоминался как «Юго-Восток» и «Ростовская область и Краснодарский край».
В 1939 году территорию решили отдать павильонам Армянской и Азербайджанской ССР – республик, «свергнувших ненавистное иго беков, ханов», частей Закавказской федерации, основанных в 1920 году и в 1936 году вошедших в состав СССР. Кстати, у руководства имелись планы постройки общего павильона закавказских республик. Но важнейшее направление сталинской политики – создание социалистических национальных культур – возможно, сыграло свою роль, и на площади Народов появилось три отдельных здания: Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР.
Авторство проекта павильона Азербайджана принадлежит известным азербайджанским архитекторам Садыху Алекперовичу Дадашеву и Микаэлю Алескеровичу Усейнову. Одноклассники и сокурсники по архитектурно-строительному факультету Азербайджанского политехнического института, создавая витрину своей республики, орнаментальными деталями фасада смогли донести до зрителя все изящество и аромат Востока, традиции Омейядского халифата, роскошь Альгамбры, эстетику куполов, минаретов, михрабов и мукарнасов старинных мечетей. Но все эти национальные приметы авторы, в 1941 году удостоенные за павильон Сталинской премии второй степени, раскрыли в строгом обрамлении классических архитектурных форм.
Поднятый на массивный стилобат красного гранита павильон, прямоугольный в плане, украшали гранитная балюстрада и вставки из бронзы. Лепной узор в виде ваз и пальметт подчеркивал классический характер здания, в то время как боковые окна обводили двойные стрельчатые арки и гроздья винограда. Оконные проемы были закрыты ажурными решетками-шебеке из орехового дерева, куда вправляли цветные стекла: витражи изображали фрукты, пшеницу, хлопок и отбрасывали многоцветные лучи и яркие пятна на узорчатые полы залов, ковры и экспонаты. Шебеке выполнялись народными азербайджанскими мастерами из мелких деревянных деталей без применения клея и гвоздей.
В декоре здания главенствовала «виноградная» тема. Фасад павильона завершал майоликовый портик, покрытый черепицей. Кирпичные стены были облицованы цветным мрамором и гранитом. Под величественным порталом входа с надписью «Азəрбаjчан ССР» глазу входящего открывался сталактитовый полусвод, обильно увитый лепной позолоченной лозой. Тончайший рисунок резьбы, напоминающей миниатюры древних рукописей, дополняли красные пятиконечные звезды. Все это великолепие сводилось к гербу Азербайджанской ССР над дверями в виде деревянной мозаики, отделанной бронзой.
Вход фланкировали две скульптуры: «Чабан» Фуада Абдурахманова (автора памятника Низами в Баку) и «Колхозница» Хасбулата Аскар-Сарыджи. Позади павильона был разбит роскошный сад, в котором произрастали ореховые и фруктовые культуры. Осетры и севрюги, выловленные в водах Каспия, плескались здесь же, в аквариуме, поднятом над большим восьмигранным фонтаном.
Внутреннее пространство площадью 780 квадратных метров делилось на шесть залов. Главный зал, отмеченный колоннами с мавританскими капителями, перекрывал стеклянный купол высотой 16 метров. Гипсовые бюсты передовиков, увешанные медалями за ударный труд, выглядели не менее величественно, чем римские императоры. Оформлением интерьера занимались ведущие художники Мастерской монументальной живописи Всесоюзной академии архитектуры под руководством Льва Бруни. Фрески работы монументалистов Оксаны Павленко и Леонида Фейнберга, майоликовые панно Исидора Фрих-Хара украшали павильон.
После открытия ВСХВ в 1939 году газеты констатировали: «Достижениям хлопководческих колхозов, совхозов и МТС посвящен центральный зал павильона Азербайджанской ССР, успешно выполнившей сталинское задание – превратить Закавказье во вторую хлопковую базу Союза. Азербайджану принадлежит первое место в СССР по посевам высокоценного египетского хлопчатника. Под ним занято более 70 тыс. га. Здесь посетитель знакомится с опытом работы семеноводческих МТС, имеющих большое значение в деле борьбы за высокую урожайность хлопчатника, и с достижениями лучших передовиков – Васти Багировой, Агджи Алневой и др., поставивших мировые рекорды урожайности и сбора хлопка. Быстро растет производство чая и цитрусовых, по которым Азербайджану принадлежит второе место в Союзе. Многочисленные экспонаты характеризуют успехи животноводства. В республике созданы крупные животноводческие совхозы, государственные племенные рассадники, конные заводы. В павильоне показан новый метод уплотненного окота овец, применяемый на овцеферме колхоза имени Ленина Лачинского района.
Широко показывается работа научных учреждений и передовиков по селекции зерновых культур, хлопчатнику, виноградарству, субтропическим культурам и гваюле. Залы и стенды павильона Азербайджанской ССР знакомят с достижениями сельского хозяйства и индустрии этого основного нефтяного района Советского Союза. В павильоне демонстрируется диорама Самур-Дивичинского канала им. Сталина».
После войны Выставка открылась 1 августа 1954 года. Оформление отремонтированных послевоенных павильонов отличалось необычно яркими изобразительными приемами, подчиненными главной идее – продемонстрировать продуктовое изобилие страны, победившей фашизм. Реконструкция павильона «Азербайджан» была поручена архитектору И. Л. Цукерману и художнику Исмаилу Ахундову, председателю Союза художников Азербайджана. Был бережно сохранен парадный образ фасада здания, его интерьеры, мраморные полы. Центральный зал украсило лепное арочное обрамление, цитирующее входную зону.
Сад превратился в крытую оранжерею, где теперь высаживали пальмы, маслины, гранат, хурму и прочие культуры, что выращивали на полях республики. Новая экспозиция рассказывала об успехах советского Азербайджана в области растениеводства, ирригации, животноводства, шелководства и рыболовства, культуры и быта. Залы павильона буквально утопали в горах хлопка, арбузов, банок кизилового и дынного варенья, бутылках коньяка и хрустальных вазах с сухим чайным листом. Стенды рапортовали о том, что колхозы вывели новые высококачественные сорта тутового шелкопряда, что зеленую массу люпина запахивают плантажным плугом на глубину 40–45 сантиметров, а также о том, сколько в республике народных артистов СССР и лауреатов Сталинской премии.
В 1960-е годы ВДНХ снова переживала изменения – на первый план выдвинулись успехи в науке и технике. В то же время выставка становилась площадкой для архитектурных экспериментов, испытания новых пространственных и эстетических решений. В 1963 году павильон «Азербайджан» перепрофилировали в «Вычислительную технику», через четыре года портик Дадашева и Усейнова закрыли алюминиевым фасадом (разработка архитектурной мастерской ВДНХ СССР под руководством Л. И. Мариновского) и изменили согласно названию содержание экспозиции.
В 1977 году к празднованию 60-летия Октября в павильон № 14 ненадолго вернулась экспозиция Азербайджанской ССР. А в 2013 году жизнь совершила очередной виток: фальшь-панель была снята, вновь открыв взору беломраморный фасад, увитый лозой.
Статья опубликована в журнале «Баку» № 61 в 2017 году.
В конце 2019 года на ВДНХ открылся отреставрированный павильон «Азербайджан». Теперь в нем действует выставочно-торговый центр Азербайджанской Республики.
Читайте еще:
Тотальная инсталляция: история главной выставки страны – от ВСХВ до ВДНХ
Павильон № 14 «Азербайджан» на ВДНХ: интервью с сыном главного художника павильона
Текст: Евгения Гершкович
Журнал "Баку"