Найти в Дзене
Флориан Блэк

Музыкальный ринг. Uriah Heep vs. Lucifer's Friend: битва дебютников

Приветствую собратьев-меломанов!

Сегодня я хочу выступить в роли Беспристрастного Арбитра и поговорить о двух дебютных альбомах, выпущенных в далёком, но по-прежнему притягательном 1970 году. А чтобы обсуждение было интереснее, мы проведём его в формате поединка боксёров-тяжеловесов. Да, обе группы в духе времени стремились играть тяжело, обе имели в составе по пять участников, и обе поместили на свои дебютные пластинки по 8 композиций. Мало того - они имели очевидное сходство, используя очень похожие приёмы, но одна добилась мировой славы, став успешной и богатой, а другая так и не выбралась наверх, оставшись командой "второго эшелона", известной лишь в узких кругах. В будущем вокалист менее удачливой команды перейдет в состав более удачливой, а пока встречаем: в красном углу - Uriaaaaah Heeeep, Great Britaaaain!!!

-2

-3

В синем углу - Lucifeeer's Frieeend, Gerrrrmany!!!

-4

-5

-6

URIAH HEEP

David Byron lead vocals

Mick Box lead and acoustic guitars, backing vocals

Ken Hensley organ, piano, mellotron, backing vocals

Paul Newton bass guitar, backing vocals

Alex Napier drums

Nigel "Ollie" Olsson drums (4, 5)

Colin Wood keyboards (3, 8)

LUCIFER'S FRIEND

John Lawton lead vocals

Peter Hesslein – lead guitars, vocals, percussion

Peter Hecht – organ, piano, French horn (on "Ride the Sky")

Dieter Horns – bass, vocals

Joachim Rietenbach – drums, percussion[3]

Как известно, боксёры перед боем проводят так называемую "дуэль взглядов", стремясь показать противнику свою несгибаемую волю и победный настрой. Мы же устроим вместо этого смотр обложек, которые также призваны показать товар лицом.

-7
-8

-9

-10

Надо сказать, что изображения на обложках соперники, словно сговорившись, представили весьма зловещие: что мёртвая голова в паутине у Uriah Heep, что двое "друзей", стоящих в луже крови у Lucifer's Friend (особенно злобный карлик с крючком вместо руки) производят довольно жуткое впечатление. Они напоминают афиши к фильмам ужасов, только у UH она для тех времён довольно авангардная, а у LF - напротив, ретро в стилистике пятидесятых. В этой дуэли, на мой взгляд, никому преимущества отдать нельзя, очень достойно команды выдержали испытание. И теперь начинаем первый раунд боя: Gypsy и Walking In Your Shadow против Ride The Sky и Everybody's Clown.

"Хипы" сразу бросаются в атаку: стремительное вступление, серия обманных движений, а затем переход к планомерной осаде. Повторяющийся рифф долбает, как таран, и на этом фоне Дэвид Байрон начинает свой драматический рассказ о цыганской девушке, которую на свою голову полюбил герой песни. Фирменное многоголосие в припеве, бурный органный проигрыш, сочетание лирики и мощи - здесь есть всё, за что мы любим эту группу. Противник смят? - не тут-то было. Ответ "Люциферов" ошеломляет: Джон Лотон берёт высоченные ноты, фанфары играют фразу, аналогичную той, что пропевает Роберт Плант в Immigrant Song (кто у кого подслушал, интересно?) - это начинается "Езда в небе", короткий, но безумно эффектный номер, ставший "визитной карточкой" группы, как и "Цыганка" для UH . Скрежещущая гитара прошивает композицию насквозь, органист хорош, певец великолепен. Высший балл. Пока бойцы на равных, смотрим дальше. "Иду в твоей тени" - UH не сбавляют натиск. Барабанщик лупит смачными панчами, жёстко вступают гитара и бас, жёстким голосом поёт вокалист, иногда срываясь на истошный крик - это классический хард-рок. Именно так играли бы "Хип" в дальнейшем, если бы в их составе не оказалось Кена Хенсли, который на этом альбоме только осваивается, будучи новичком коллектива (он пришёл в группу, когда работа над записью уже шла вовсю). От такого напора трудно отбиться, но LF непринуждённо маневрируют в шестиминутной композиции "Всеобщий клоун" - тоже хард-рок, но не такой прямолинейный. Отличное соло на органе, в припеве "ааа" высокими голосами… да это же один к одному стилистика Uriah Heep! Просто близнецы-братья перед нами, неудивительно, что никто не может вырваться вперед. Итак, после первого раунда фиксируем ничью и переходим ко второму. Come Away Melinda и Lucy Blues против Keep Goin' и Toxic Shadows.

Uriah Heep резко снижают темп, когда берутся за исполнение известной антивоенной баллады "Иди к себе, Мелинда". Песню написали американцы Фред Хеллерман и Фрэн Минкофф, а впервые её записал эстрадный певец Гарри Белафонте. Впоследствии свои версии выпускали многие исполнители, в том числе Джуди Коллинз, Тим Роуз и группа UFO (что интересно, в том же 1970 году и тоже на своём дебютном альбоме). Текст песни написан в форме диалога между папой и дочкой, которая расспрашивает отца о людях, изображенных на фотографиях в семейном альбоме, причиняя тому боль своими вопросами - в числе прочих там есть мама девочки, погибшая на войне. Было бы логично, если бы Байрон и Хенсли спели здесь дуэтом, как они делали в дальнейшем, но на тот момент Кена ещё не было в группе. Поэтому на клавишных играет приглашённый музыкант Колин Вуд, и он же подпевает Байрону вместе с Миком Боксом и Полом Ньютоном. На мой взгляд, прекрасное прочувствованное исполнение, с драматическим взлётом в середине, без лишней слащавости. Что касается "Блюза для Люси", тут особо отметить нечего, так как заезженные блюзовые ходы производят довольно унылое впечатление. Даже вокал Байрона какой-то вымученный, и лишь яркое соло на органе (спасибо Хенсли!) спасает песню от полного провала. А между тем Lucifer's Friend нагнетают агрессию . Композиция "Продолжай идти" своим построением напоминает знаменитую "Black Sabbath", с которой начинается дебютный альбом одноименной группы. Пугающий вязкий рифф, зловещая мелодия, быстрая часть, весьма уместно приправленная готическим органом - всё на высшем уровне. Так же тяжело начинается песня "Токсичные тени", но после многообещающего начала вещь скатывается в какой-то легковесный поп-рок. Самая интересная часть композиции - продолжительное гитарное соло Петера Хессляйна, сыгранное в лучших традициях великого Ричи Б. Словно отвечая ему, органист в концовке выдает пассаж а-ля Джон Лорд. А вот вокальная партия здесь блеклая, никакого сравнения с эпохальным перформансом Гиллана на альбоме In Rock. Всё потому, что мелодия неинтересная. Забегая вперёд, скажем, что именно недостаток ярких мелодий помешал "Люциферам" раскрутиться и стать мировыми звездами: имея в составе прекрасных инструменталистов и выдающегося певца, группа не произвела на свет ни одного хита. Я слушал все их альбомы, но ни одна песня не врезалась в память так, чтобы её хотелось напевать. В этом отношении "Хипам" повезло гораздо больше, когда начал сочинять песни Кен Хенсли, умевший сделать хитовую вещь буквально из ничего.

Что ж, подводим итоги второго раунда. Небольшое предпочтение я бы отдал всё-таки Lucifer’s Friend, ведь они представили две собственных композиции, а Uriah Heep - одну сильную, но чужую, и одну свою, но послабее. Интрига закручивается!

Третий раунд. Здесь будут биться Dreammare и Real Turned On против Free Baby и Baby You're A Liar. Гонг - начали!

Орган Хаммонда был очень востребованным инструментом в то золотое время, поэтому величественные органные вступления нередко встречаются в композициях наших героев. Они позволяют настроить слушателя на возвышенный лад, а потом рубануть, что топором, тяжеленным гитарным риффом. "Нажав ногой своей на мощный фузз", как сказано у классика. Именно такой приём используют Uriah Heep в песне "Кошмарный сон", открывающей вторую сторону их пластинки. Также там есть куплеты в бодром темпе, распевки "ла-ла-ла", как у фольклорной группы, и соло на гитаре с сильнейшим эффектом "вау-вау" - фирменный знак Мика Бокса. Несколько сумбурно, зато весело. Посолиднее звучит хардешник "Завела всерьёз", лишённый клавишной прослойки, что даёт возможность гитаристу развернуться на просторе - тут он использует слайд, и его инструмент как бы вступает в диалог с голосом певца. Бокса в наших краях принято недооценивать и считать средненьким гитаристом, превознося до небес того самого гения Ричи, однако партии "Миши Коробкина" всегда органично вписаны в структуру композиции, и его арсенал достаточно обширен. Здесь в концовке при помощи фидбэка он добивается мистического, потустороннего звучания, что твой Хендрикс. Не стоит забывать, что именно Бокс до прихода Хенсли был главным композитором в группе, и внёс важный вклад в создание её стиля. Но мы отвлеклись, а тем временем Lucifer's Friend пытаются выстоять в схватке, разгоревшейся не на шутку. "Free Baby" - опять же отмечаем внушительную партию органа. Гитарист тоже молодцом. И пока эти двое наслаждаются своей действительно чудесной игрой, скучающему вокалисту приходится заунывно подвывать на заднем плане. Нет, ему дали немного текста в начале и в конце, но как будто "в нагрузку" к основному блюду. Даже немного жаль Лотона, который старается по мере сил оживить своё куцее выступление. Та же самая картина в следующей композиции "Ты лгунья, крошка" : вступление предвещает нечто грандиозное, но убогая вокальная мелодия портит всю картину. Контраст между прогрессив-роком в инструментальной части и невнятицей, которую приходится исполнять Лотону, поразительный - весь драйв теряется и непонятно, к чему столько клавишно-гитарного пафоса. Мда… этот раунд безусловно выигрывает Uriah Heep.

Наш поединок близится к концу, страсти кипят, и в последнем раунде соперники должны выложить на стол все козыри. Итак: I'll Keep On Trying и Wake Up (Set Your Sights) против In The Time Of Job When Mammon Was A Yippie и титульной Lucifer's Friend.

"Я не оставлю своих стараний" - гордо провозглашают Uriah Heep, и подкрепляют слова делом: тут помпезное готическое начало получает достойное продолжение, и сбалансирована песня идеально. Байрону придумали (или, скорее всего, он сам себе придумал) шикарную партию, полную драматизма, но с красивой лирической вставкой, перерастающей в инструментальный фрагмент с огненным гитарным соло - учитесь, сынки! А завершающая композиция "Проснись! (Добейся своего! )" - первая попытка UH сочинить прогрессивно-эпический номер, и этот блин вышел отнюдь не комом. В шесть с половиной минут музыканты уместили множество мелодий, смен ритма и темпа, неожиданных переходов - целая сюита! На этом фоне Дэвид Байрон блистательно ведёт свой монолог, показывая не только вокальное, но и актерское мастерство. Браво! Достойнейший финал альбома!

Конечно, Люцифер и его дружок не хотят уступать. И песня с заковыристым названием "В рабочее время, когда Маммон был йиппи" - это именно песня, с полноценной мелодией и без лишних инструментальных изысков. Тут всё в порядке с драйвом, настоящий заводной рок-н-ролл. Как говорится, будь проще, и люди к тебе потянутся. И венец альбома - ответный эпос от LF, пропитанная ужасом мини-симфония, посвящённая парочке с обложки. "Среди ночи ко мне в окно постучался карлик, и меня обуял страх. Он ушёл, но я знаю, что он вернётся и скажет: "Дай мне руку, я - друг Люцифера. Этой ночью твой путь подойдёт к концу". Леденящая кровь музыка сопровождает эти слова, спетые пронзительным голосом Лотона. Мурашки по коже, бррр…

Что ж, надо признать, что наши соперники оказались достойны друг друга. В спорте это называется "боевая ничья", и выглядит примерно вот так:

-11

Конечно, в реальности эти две группы никогда не соперничали, и всё это - условности для остроты впечатлений. Если кто-то захочет раскритиковать аффтора за его выводы, то может это делать, не стесняясь - статья для того и написана, чтобы вы могли высказаться, а мнение, как известно, у каждого своё. Пишите комменты, ставьте лайки-дизлайки, пусть будет движуха!

Всем добра!!!