На этой неделе на сцене Мариинского театра в третий раз за сезон будут показаны «Троянцы» — грандиозная оперная дилогия французского композитора-романтика Гектора Берлиоза. Валерий Гергиев, у которого Берлиоз входит в число любимых и часто исполняемых авторов, отмечает таким образом юбилейную дату 2022 года — 175-летие первых гастролей композитора в России.
Нынешнее представление, которое будут записывать на видео, разделили на два дня. Точно так же, с антрактом в сутки, «Троянцы» были впервые исполнены в своем полном виде в 1890 году, после смерти автора. Подобное разделение — прекрасная возможность увидеть спектакль целиком, не опасаясь его позднего окончания. По промокоду PODAROK2022 доступны билеты со скидкой на вторую часть дилогии; действует также специальное предложение на оба вечера.
Взятие Трои
Троянцы в Карфагене
Больше, чем большая опера
Даже для Парижа, где родилась большая опера, «Троянцы» оказались слишком масштабными, не по зубам театрам. С окончанием в 1858 году партитуры начались мытарства Берлиоза. Нечто подобное в ХХ веке испытал Прокофьев с «Войной и миром». При жизни Берлиоз дождался премьеры лишь трех последних актов — «Троянцев в Карфагене» на сцене Лирической оперы, чьи ресурсы были гораздо скромнее, чем возможности главной сцены Парижа.
Композитор сам написал либретто «Троянцев». Замысел грандиозен: взять сюжет «Энеиды» Вергилия (особенно второй и четвертой песен этой эпической поэмы) и превратить его в пьесу… в духе Шекспира! Романтик Берлиоз следует Вергилию гораздо точнее, чем композиторы эпохи барокко — Франческо Кавалли в «Дидоне» или Генри Пёрселл в «Дидоне и Энее».
Еще одно отличие оперы Берлиоза от ее старинных предшественниц: в названии нет имени главного героя. В «Троянцах» действуют не только цари, но и народы. Это не навеяно духом Шекспира, это вызвано реальностью XIX века и рожденной тогда новой концепцией истории. Ученые, прежде видевшие царей и полководцев главными героями прошлого, заинтересовались новым объектом — народом.
По этой причине партитуру «Троянцев» украшают мощные хоры и ансамбли с большим числом участников. Троянский народ в полную силу заявляет о себе к середине первого акта, в гимне «Боги, хранители вечного города». Поют о Трое, которая скоро падет — и новым Вечным городом станет Рим. В музыке этого гимна есть мрачная монументальность ритуалов Французской революции.
Еще мощнее звучит в финале первого действия Троянский марш. К огромному оркестру добавлены три оркестра на сцене. Два из них духовые, а третий состоит из гобоев и арф, имитирующих звучание инструментов Античности. Игра четырех оркестров и пение хора создают грандиозный пространственный эффект.
В ближайшее время на сцене Мариинского можно увидеть и другие оперы французского репертуара: «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Фауст» Гуно.
#мариинскийтеатр #опера