Найти тему

ЯАЗ-210 – тяжелый послевоенный ярославский грузовик

Всем привет!

Ярославский автозавод в период строительства коммунизма играл важную роль в развитии страны, выпуская целый ряд тяжелых грузовиков. Одним из самых известных послевоенных тружеников ярославского производства является ЯАЗ-210, о котором сегодня и пойдет речь.

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

История нашего героя началась после окончания Великой Отечественной войны и появлением грузовика ЯАЗ-200 (в дальнейшем МАЗ-200, о котором я писал здесь), от которого новый автомобиль и получил многие узлы и агрегаты. Есть распространенное заблуждение о том, что прототипом ЯАЗ-210 послужил американский Diamond-T980, но если внешне у первых грузовиков еще угадываются некоторые черты американца, то внутри ярославский грузовик был совсем на него не похож. В первую очередь была изменена рама, а под капотом был установлен мотор, созданный на основе американского GMC и развивавший 165 л. с. при объеме почти 7 л. Главной бедой мотора стал расход топлива, который мог достигать 80 л на сотню, но в советское время топливо дешевым, и этот показатель никого не пугал.

Важно было практическое применение машины. Первые ЯАЗ-210 появились в 1948 г. и для испытаний были направлены на строительство Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, где они сумели зарекомендовать себя, легко передвигаясь при отсутствии дорог и таская в себе 12 т грузов со скоростью до 55 км/ч. Спустя три года Ярославский автозавод освободил производственные мощности, передав выпуск ЯАЗ-200 в Минск, и в 1951 г. ЯАЗ-210 был благополучно запущен в серию.

Грузовик оказался востребован в стремительно развивающимся СССР. Он нашел свое применение в основном в строительстве многих стратегических объектов, мог работать в карьерах, а некоторые машины использовались в военных целях и буксировали артиллерию. Всего же 1958 г. было выпущено 10852 таких грузовика. Среди них встречались бортовые машины:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

Самосвалы:

Источник фото: karopka.ru
Источник фото: karopka.ru

Тягачи, способные буксировать 15-тонный прицеп:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

И автокраны:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

В 1957 г. на смену ЯАЗ-210 пришел ЯАЗ-219 (будущий КрАЗ-219) и его модификации, которые по многим характеристикам выигрывали 210го, и последний уже в 60х гг. постепенно сошел на нет. Ничего не известно о сохранившихся экземплярах этой машины, так что сегодня он напоминает о себе лишь через старые фотокарточки и коллекционные модели:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

ЯАЗ-210 – советский грузовик, ставший одним из помощников при подъеме СССР из руин и дальнейшем его развитии. Но после того, как его заменили новые машины, ему явно не повезло – ни один экземпляр не дожил до наших дней, и одна радость, что создатели коллекционных моделей не забывают историю и выпускают модели такой важной для нашей страны машины.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!