Городское фэнтези о человеке, у которого две души: попав в Нижний Новгород, он расследует загадочное исчезновение нескольких девушек. Рассказываем подробнее, что происходит в сериале, при чем здесь славянская мифология и почему так важно, что действие разворачивается в реальном городе.
Читать сериал «Двоедушник»
Как две души уживаются в одном теле
На земле есть двоедушники, существа с разными личностями, которые живут в одном теле. Первая душа живет днем как обычный человек. Вторая действует ночью, пока первая спит. Двоедушниками становятся невольно: чаще всего это происходит, когда кого-то спасают от смерти, но при этом умирает спаситель. И душа спасителя становится второй душой спасенного.
Но так нарушается порядок между живыми и неживыми, между городом и его изнанкой. Ведь тот, кто должен был умереть, не умер, а тот, кто должен был еще жить, лишился жизни. За это нарушение вторая душа остается в долгу перед изнанкой города. И каждую ночь она обязана искупать свой долг — борясь с есми. Есми — это умершие, которые не хотят покидать мир живых и обитают в заброшенных домах: так потусторонняя сила пытается прорваться в лицевую часть города.
«— У меня две души, и вторая — это он.
— Ха-ха, — сказала Ника. — Вроде раздвоения личности?»
Две души разных людей так и живут в одном теле — и даже становятся со временем более-менее равноправны, хотя существование для обеих оказывается довольно мучительным. Все это длится, пока вторая душа полностью не искупит свой долг и не сможет спокойно уйти в изнанку. Но когда именно это произойдет, не знает никто.
Антон как раз из таких, у него есть вторая душа, а у второй души свое, огненное имя — Игни, что с латыни так и переводится — «огонь». В Нижнем Новгороде, куда Антон недавно приехал, одна за одной пропадают девушки, причем все — вскоре после того, как сходили в ночной клуб в здании старого железнодорожного вокзала. Полиция и поисково-спасательные отряды не могут напасть на след, а вот Антон — точнее, его вторая душа — постепенно понимает, что происходит на бывшем вокзале. И происходящее там ему совсем не нравится.
Двоедушники в славянской мифологии
Писательница Саша Степанова определенно выдумала своих двоедушников, однако сама идея их существования берет начало в мифах славянских народов. Вот, например, что пишет фольклорист Александра Баркова:
«Представления о ведьмах пересекаются с представлениями о двоедушниках — то есть людях, имеющих две души: человеческую и демоническую. Это поверье наиболее характерно для Карпат и Центральной Европы; мужчину-двоедушника называют босоркуном. Днем двоедушник ведет себя как обычный человек, а ночью засыпает так крепко, что его невозможно разбудить; его демоническая душа в это время бродит, причем не бестелесно — она имеет облик или своего хозяина (то есть человек раздваивается), или животного (кошки, собаки, зайца, коня)».
Антон на досуге тоже изучает книги по мифологии — ему их дает его наставница, бывшая двоедушница. Она объясняет ему, кто он такой, что его ждет и как с этим жить, и периодически приходит на помощь.
«— Из двоедушников происходят вампир, мора, волколак, босорканя… Э-э…
— Босорканя, да!
— В то время как вторая душа блуждает по свету, — послушно продолжаю я, — двоедушник крепко спит, и разбудить его, пока она не вернется назад в тело, невозможно»
Если верить мифологии, есть некоторые правила обращения с двоедушниками. Их нельзя разбудить, но вторую душу можно запутать, перевернув тело на кровати. Тогда вернуться она не сможет. Единой версии, почему появляются двоедушники, нет: например, по версии Степановой, вторая душа пробуждается в теле обычного человека, если тот был счастливо спасен и назван в честь умершего спасителя. Еще один вариант — ведьминский обман: ведьма перед своей смертью может оказать человеку услугу и попросить взамен назвать ребенка своим именем.
Реальные истории из Нижнего Новгорода
«Для меня важнее всего, что это региональное городское фэнтези, в котором Нижний Новгород — не просто локация, а один из героев. Когда я планировала сюжет, я отталкивалась от городских заброшек и местных быличек, которых в Нижнем Новгороде очень много. Например, в текст из жизни переехали и история про сокровища усадьбы Каменских, и слухи о том, что на водокачке в 1990-е в штольни сбрасывали трупы», — рассказывает Саша Степанова.
В сериале нашли отражение и реальные трагедии. Во-первых, убийство 19-летней Марии Гликиной, произошедшее в 2014 году. Гликина пропала после встречи в кафе с бывшими одноклассниками. Ее путь домой пролегал по центру города, однако к родителям девушка так и не вернулась. Ее нашли в заброшенном доме, убитую и изнасилованную. Дом снесли в 2015 году.
Во-вторых, тут появляется некрополист Анатолий Москвин, которого суд в 2012 году отправил на принудительное лечение по обвинению в надругательстве над телами умерших. Москвин изучал историю местных кладбищ, писал очерки, преподавал в университете и слыл интеллигентом со странностями. При обыске в его квартире и гараже нашли более двух десятков мумифицированных тел девушек. Москвин становится одним из центральных персонажей «Города вторых душ», продолжения «Двоедушника».
Сам Нижний Новгород, по мнению Степановой, и есть изнаночный город: в центре туристы видят идеальные фасады, выходящие на главную улицу, но, если свернуть во дворы, можно увидеть, что за отделкой скрывается разруха:
«Показательная красота в центре, но жилой сектор в том же центре — это тлен и хтонь».
Слоган сериала — «Мертвые дома ждут мертвых людей». «Он родился в тот период, когда в центре Нижнего массово начали гореть деревянные бараки, — говорит Степанова. — Ходили слухи, что их поджигают, чтобы освободить место под застройку (сейчас там действительно все застроено), но поджигали вместе с людьми. И на горелых фасадах белой краской писали: „Здесь умерли люди“, „Здесь произошло убийство“».
Заброшенные и горелые дома — это не только зона упадка, это и пространство для разговора с городом. В сериале описывается работа Никиты Номерза «Большой Брат» на башне рядом с Куйбышевской водокачкой. А леттеринг для обложки «Двоедушника» выполнил Синий Карандаш — художник и активист, который оставляет по всему Нижнему узнаваемые «надписи на свободных поверхностях».