Найти тему

Скрытый нарциссист Юлий Карандышев (А.Н. Островский "Бесприданница"). Часть 2

Кадр из фильма "Жестокий романс" (СССР, 1984, режиссер Э.А. Рязанов). Огудалова - Алиса Фрейндлих, Карандышев - Андрей Мягков, Лариса - Лариса Гузеева
Кадр из фильма "Жестокий романс" (СССР, 1984, режиссер Э.А. Рязанов). Огудалова - Алиса Фрейндлих, Карандышев - Андрей Мягков, Лариса - Лариса Гузеева

Начало беседы здесь

Итак, что дает мне право называть Карандышева нарциссистом? Ведь, напомню, что базовая черта мыслей и представлений нарциссиста - это мысль о своей особенности, избранности, о превосходстве над остальными. Юлия Капитоновича же мы со школьной скамьи относим к типажу "маленького человека".

Кто такой "маленький человек"? Впервые этот термин употребил прославленный русский литературный критик Виссарион Белинский. В литературе с тех пор принято понимать, что маленький человек - это "персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь"*.

Согласитесь, первая часть подходит к Карандышеву, но вот вторая - нет. У него нет карьерных амбиций на нынешнем месте службы, однако многое может изменить женитьба на дворянской дочери, каковой является Лариса. Замечу, все может изменить не любовь, подобно чувствам чиновника Желткова в "Гранатовом браслете" А.И. Куприна, а именно брак! Женившись на столь блестящей особе, Карандышев получит шанс выиграть выборы на должность мирового судьи - правда, не в родном Бряхимове, где его знают как раз как маленького человека, а в деревне Заболотье, где у Карандышева загородное имение. Да и в Бряхимове, как считает Карандышев, его статус повысится в связи с тем, что "его выбрала", "его предпочла всем" девица из семьи потомственного дворянина Огудалова. Вспомним, как Юлий Капитонович начал "драть нос" уже после того, как состоялась его помолвка с Ларисой, а ведь помолвка - это еще далеко не свадьба. И недаром ему хочется венчаться непременно в Бряхимове. Так выходит что, и Карандышев женится по расчету? Чем же он лучше Паратова?

Вот-вот. Амбиции - это первое, что на самом деле объединяет нарциссов любого сорта, как грандиозных, так и скрытых. И у Юлия Капитоновича, стоит только копнуть поглубже, амбиции присутствуют.

Далее. Считается, что маленький человек обладает низкой самооценкой (взять того же Желткова в "Гранатовом браслете", который не считал себя достойным даже разговаривать на равных со своей возлюбленной Верой Николаевной, которую он считал буквально богиней). А что с самооценкой у Юлия Капитоновича? Да, его не видно и не слышно, пока Лариса не является его невестой, но как только помолвка состоялась - снова "понеслася". Вспомним сцену, которая очень близко к тексту передана и в фильме "Жестокий романс", когда Харита Игнатьевна (мать Ларисы) замечает, что Юлий Капитонович совершенно зря затевает званый обед. Цитирую, как на это отвечает Карандышев:

Не обижайте! А меня обижать можно?.. Нет, уж эти фаты одолели меня своим фанфаронством. Ведь не сами они нажили богатство; что ж они им хвастаются! Вон смотрите, что в городе делается, какая радость на лицах! Извозчики все повеселели, скачут по улицам, кричат друг другу. «Барин приехал, барин приехал». Половые в трактирах тоже сияют, выбегают на улицу, из трактира в трактир перекликаются: «Барин приехал, барин приехал». Цыгане ума сошли, все вдруг галдят, машут руками. У гостиницы съезд, толпа народу. Сейчас к гостинице четыре цыганки разряженные в коляске подъехали, поздравить с приездом. Чудо, что за картина! А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал. Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад. Хороши нравы!

Согласитесь, здесь уже ярко видны нотки и обесценивания, и стремления контролировать, что является следствием представления о собственной особенности и превосходстве. Словно еще один грандиозный нарциссист вылез наружу. Вот поэтому такой тип нарцисса и называется скрытым - пока повода нет, его не видно, напротив, все думают - какой тихий и скромный человек. Но стоит поводу появиться - пожалуйста, зацвел нарцисс.

Но апофеоз для заключения о том, что Карандышеву свойственен нарциссизм - это, конечно, тост на том самом званом обеде.

Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны. Ваши похвалы — для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае. Да-с, талантов у нее действительно много. Но не за них я хочу похвалить ее. Главное, неоцененное достоинство Ларисы Дмитриевны — то, господа… то, господа… То, господа, что она умеет ценить и выбирать людей. Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она умеет отличать золото от мишуры. Много блестящих молодых людей окружало ее; но она мишурным блеском не прельстилась. Она искала для себя человека не блестящего, а достойного… И выбрала... (Паратов: Вас!) Да, господа, я не только смею, я имею право гордиться и горжусь. Она меня поняла, оценила и предпочла всем. Извините, господа, может быть, не всем это приятно слышать; но я счел своим долгом поблагодарить публично Ларису Дмитриевну за такое лестное для меня предпочтение. Господа, я сам пью и предлагаю выпить за здоровье моей невесты!

Сколько раз Карандышев в этом тосте произнес слово "Лариса" (ну или "она", "невеста" в значении "Лариса") без привязки к себе? Ну только сначала, с привязкой к талантам - но все равно тут же свернул на себя. Что, таким образом, для него представляет Лариса? Нарциссическое расширение. Это Лариса-то, талантливая, творческая - низводится до "родинки на левой щеке". И так и хочется спросить, кто дал право серому, неприметному, бесталанному Карандышеву так ее опускать? А он считает, что имеет право. Он свое предложение Ларисе вообще мыслит как акт благотворительности со своей стороны - хотя Лариса ему пояснила, что все с точностью наоборот - помните, тогда, когда они обсуждали Паратова в первый раз?

Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей, разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу.

Но вернемся к тосту Карандышева на обеде. Обратим внимание на слова о "мишуре", "внешнем блеске" и всем подобном. Это называется пассивно-агрессивным обесцениванием. И кого Карандышев обесценивает? Своих гостей! Верх негостеприимности, он же хозяин, для него это категорически неприемлемо! А почему Карандышев такое говорит о гостях? Да потому, что скрыто им завидует чернейшей завистью и не может с этой завистью больше справляться. Зависть и следующая за ней пассивная агрессия - буквально визитная карточка скрытого нарцисса.

Кроме того, Карандышев, тоже косвенно, позиционирует самого себя как "непонятого человека", что также свойственно скрытым нарциссистам. Не просто ноет, как ему плохо - а ноет на тему "я же такой замечательный, почему мне было плохо"; и винит в этом кого угодно, только не себя.

И главное: сколько раз Лариса, да и ее мать тоже, сказали Юлию Капитоновичу, что даже если обед (которого они обе не хотели) состоится - то не надо подобного тоста? Что сделал Юлий Капитонович? Вообще не прислушался к мнению невесты и будущей тещи, хотя по сути обед организовали они! Перед нами человек, который даже если декларирует любовь и уважение к людям, с которыми планирует объединиться в семью - все равно слышит только себя.

Итак, в одном только тосте выражены все основные черты скрытого нарцисса.

Как же ошибалась Лариса, говоря Паратову, что ее будущий муж обладает только одним, но дорогим достоинством - любит ее. Нет, увы, не ее. А таки себя в ее окружении.

__________

*Цитата с сайта Культура.РФ, автор статьи - Полина Пендина: https://www.culture.ru/s/vopros/malenkiy-chelovek/