Для любителей разгадывать загадку русской души. Географ – это герой-неудачник, интеллигент-пьяница с богатым внутренним миром, который не смог перенастроит себя в новой рыночной системе страны. Его есть, за что любить и за что ненавидеть. Иногда, кажется, что он живет по принципу: горит сарай – гори и хата. Есть в нём какая-та преступная безалаберность, словно стремление в пьяном угаре отдаться злому року. При этом он обладает притягательным человеколюбием, которое конечно щедро достается женщинам. И каждую он любить по-особенному, как надо любить лично её. Одним словом загадочная русская душа, проспиртованная безнадегой времён 90-ых. Не могу назвать его положительным героем, отнюдь, быть может, время было такое. Время запутанных потерявшихся людей великой страны, которая летела в пропасть, но как всегда спаслась. Быть может в этом и есть разгадка русской души, то, что нас убивает, спаивает, развращает – делает нас сильнее, добрее, глубже. Как этот географ, который подверг детей опасной ситуации, подал неподобающий пример пьянства, перецеловал в кустах двух школьниц, но все-таки не перешел черту разврата. Словно в мировоззрении спившегося русского интеллигента подвергнут детей смертельной опасности наименьшее зло – чем, если бы забрать их невинность. Что-то в этом есть аллегоричное, с судьбой целой страны.
Конечно, я не удержалась и посмотрела одноименный фильм. Хабенский был рождён для этой роли. Фильм из жанра артхаус, не каждому зайдет. Что-то в этом фильме не раскрыли, а что-то выигрышно дополнили и изменили. Живительная струйка этого фильма – игра юных актеров. У нашего кино уже традиционно проблема с детьми-актерами. Их посредственную натянутую игру невозможно смотреть, ибо по блату. Но здесь на редкость дети сыграли ну просто на высшем пилотаже. Разве что Машенька слегка не дотянула, на контрасте своей подруги Митрофановой, которая получилась куда более живая и харизматичная. Тот случай, когда и книгу и фильм надо не просто читать и смотреть, но и «думать».