Практически все предприниматели на начальном этапе формирования и продвижения своего бизнеса задаются вопросом: кто станет покупателем моего товара или услуги? Сейчас мы расскажем о том, что такое целевая аудитория, как определить ЦА, и зачем она вообще нужна.
Целевая аудитория это
Целевая аудитория – это базовое понятие, используемое в маркетинге, для обозначения определенного количества людей, объединенных общими интересами, потребностями или темами. Целевая аудитория бренда – это те люди, которые могут стать потенциальными покупателями того или иного товара/услуги. Для максимально точного определения своей целевой аудитории ее следует разделить на несколько секторов по общим признакам: половому, возрастному, географическому, финансовому, профессиональному и т.д.
Важно помнить, что целевой аудиторией вашего товара/услуги не могут быть абсолютно все живущие, например, в одном районе, городе или стране. Каждый отдельный товар имеет свои уникальные характеристики, что и приводит к образованию не менее уникальной целевой аудитории.
Какова должна быть целевая аудитория?
Представителем той или иной целевой аудитории могут стать люди, отвечающие нескольким критериям, а именно:
- Они должны быть заинтересованы в продукте. Например, у компании, торгующей мясными продуктами, не будет покупателей среди вегетарианцев;
- Они должны быть способны купить продукт . К примеру, потребителем отборной черной икры может стать только человек, доходы которого находятся на высоком или очень высоком уровне;
- Они должны быть восприимчивы к рекламе. Здесь речь идет о том, что «поклонников» (постоянных покупателей) той или иной торговой марки будет очень непросто или практически невозможно переманить в другую компанию, торгующую схожими по характеристикам товарами/услугами.
Зачем нужно искать свою целевую аудиторию?
Основное требование, выдвигаемое любым маркетологом своему заказчику, — это определение целевой аудитории. Помните, чем меньше потенциальных покупателей, тем больше вероятность того, что они действительно совершат покупку. Также максимально четкое и детализированное определение целевой аудитории поможет выстроить удачную, а главное, эффективную рекламную кампанию.
Если вы будете знать своих покупателей «в лицо», то можете:
- создавать уникальные предложения, которые будут интересны клиентам. Это позволит товарам или услугам, которыми вы торгуете, пользоваться спросом, а значит хорошо продаваться;
- без проблем находить новых покупателей;
- регулярно усовершенствовать программу лояльности. Именно это может гарантировать вам то, что львиная доля клиентов, хотя бы один раз совершивших у вас покупку, вернутся к вам снова и приведут с собой друзей.
Как определить ЦА: основные методы
Существует масса способов определения целевой аудитории. Один из них – это сегментация по методу 5W. Особенность этого приема заключается в подробном ответе на несколько вопросов: what, where, who, when, why.
- What? (Что?): Что именно покупатель собирается приобрести?
- Who? (Кто?): Кто ваш покупатель? (Его основные характеристики – пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальный статус, профессия, увлечения и т.д.);
- When? (Когда?): Когда и как часто ваш клиент совершает или готов совершать покупку?;
- Where? (где): где, как правило, ваш клиент совершает покупку? (возле дома, в крупных торговых центрах, в интернет-магазинах и прочее);
- Why? (почему): в чем заключается мотив выбора того или иного товара вашим клиентом? (внешние характеристики, уровень цены, престижность, уникальность товара и прочее).
Есть еще один способ, который пользуется популярностью в странах СНГ. Это метод анкетирования. Он по своему содержанию схож с предыдущим, но менее структурированным. Он включает в себя множество вопросов, самые распространенные из них:
- Каков пол моего потенциального клиента? (Этот пункт важен, если вы выпускаете узкоспециализированные товары. Например, губную помаду или крем после бритья);
- Сколько ему лет?
- Где он живет? (страна, город, район);
- Каков у него уровень образования? (окончил школу, вуз, еще учится, регулярно получает новые знания на тренингах);
- Какое у него семейное положение? (в активном поиске, женат, разведен, вдовец);
- Каков у него уровень доходов? (низкий, средний, высокий);
- Какие у него увлечения и хобби? (альпинизм, дайвинг, рисование, экстремальное вождение и т.д.);
- Есть ли проблемы, с которыми он сталкивается, в ходе или до приобретения товара? (отсутствие денег, вдохновение и т.д.).
Распространенные ошибки при поиске целевой аудитории
Самые распространенные ошибки при выборе ЦА – это составление слишком размашистого портрета представителя целевой аудитории. В природе нет таких товаров, которые нужны абсолютно всем. Об этом следует помнить всегда.
Допустим, однажды вы успешно нашли свою целевую аудиторию и больше никогда не возвращались к этому вопросу. Ошибка в том, что современные рынки развиваются очень динамично, каждый день появляются новые необычные товары, привлекающие покупателей.
Мы рекомендуем всем своим клиентам просматривать портрет потенциального покупателя хотя бы раз в год-полтора.
Эта процедура поможет всегда оставаться на высоте и эффективно взаимодействовать с потребителями.
Алгоритм действий после определения целевой аудитории
После того как портрет вашего потребителя составлен, необходимо перейти к следующим действиям: подумайте о том, из чего может состоять его день. Например, многодетная мама начинает утро с поездки в школу/сад, потом отправляется за покупками, затем снова отправляется в школу/сад (чтобы забрать детей), затем возвращается домой и находится там на следующий день. Из этого следует, что вы можете взаимодействовать с ней (рекламировать свой товар, побуждать к совершению импульсной покупки и прочее) только в свободное время.
Вы должны найти алгоритм действий представителя вашей целевой аудитории после того, как у него возникает необходимость в покупке. К примеру, когда у девушки сломалась машина, она начинает искать в интернете решение своей проблемы. Это означает, что вы должны приложить все усилия, чтобы ваше предложение было показано этому человеку в нужное время в нужном месте.
Еще один шаг – это прогнозирование действий человека до того, как у него возникла потребность в вашем товаре или услуге. Например, если вы торгуете товарами для новорожденных, ваша реклама должна быть направлена в то место, где есть именно ваша аудитория. Это может быть баннерная реклама на тематических сайтах, контекстная реклама, SMM, контент-маркетинг, e-mail маркетинг, работа по модели CPA и прочее.