Найти тему
SEO Lebedev

Как определить целевую аудиторию

Оглавление

Практически все предприниматели на начальном этапе формирования и продвижения своего бизнеса задаются вопросом: кто станет покупателем моего товара или услуги? Сейчас мы расскажем о том, что такое целевая аудитория, как определить ЦА, и зачем она вообще нужна.

-2

Целевая аудитория это

Целевая аудитория – это базовое понятие, используемое в маркетинге, для обозначения определенного количества людей, объединенных общими интересами, потребностями или темами. Целевая аудитория бренда – это те люди, которые могут стать потенциальными покупателями того или иного товара/услуги. Для максимально точного определения своей целевой аудитории ее следует разделить на несколько секторов по общим признакам: половому, возрастному, географическому, финансовому, профессиональному и т.д.

Важно помнить, что целевой аудиторией вашего товара/услуги не могут быть абсолютно все живущие, например, в одном районе, городе или стране. Каждый отдельный товар имеет свои уникальные характеристики, что и приводит к образованию не менее уникальной целевой аудитории.

Какова должна быть целевая аудитория?

Представителем той или иной целевой аудитории могут стать люди, отвечающие нескольким критериям, а именно:

  • Они должны быть заинтересованы в продукте. Например, у компании, торгующей мясными продуктами, не будет покупателей среди вегетарианцев;
  • Они должны быть способны купить продукт . К примеру, потребителем отборной черной икры может стать только человек, доходы которого находятся на высоком или очень высоком уровне;
  • Они должны быть восприимчивы к рекламе. Здесь речь идет о том, что «поклонников» (постоянных покупателей) той или иной торговой марки будет очень непросто или практически невозможно переманить в другую компанию, торгующую схожими по характеристикам товарами/услугами.

Зачем нужно искать свою целевую аудиторию?

Основное требование, выдвигаемое любым маркетологом своему заказчику, — это определение целевой аудитории. Помните, чем меньше потенциальных покупателей, тем больше вероятность того, что они действительно совершат покупку. Также максимально четкое и детализированное определение целевой аудитории поможет выстроить удачную, а главное, эффективную рекламную кампанию.

Если вы будете знать своих покупателей «в лицо», то можете:

  • создавать уникальные предложения, которые будут интересны клиентам. Это позволит товарам или услугам, которыми вы торгуете, пользоваться спросом, а значит хорошо продаваться;
  • без проблем находить новых покупателей;
  • регулярно усовершенствовать программу лояльности. Именно это может гарантировать вам то, что львиная доля клиентов, хотя бы один раз совершивших у вас покупку, вернутся к вам снова и приведут с собой друзей.

Как определить ЦА: основные методы

Существует масса способов определения целевой аудитории. Один из них – это сегментация по методу 5W. Особенность этого приема заключается в подробном ответе на несколько вопросов: what, where, who, when, why.

  1. What? (Что?): Что именно покупатель собирается приобрести?
  2. Who? (Кто?): Кто ваш покупатель? (Его основные характеристики – пол, возраст, семейное положение, уровень образования, социальный статус, профессия, увлечения и т.д.);
  3. When? (Когда?): Когда и как часто ваш клиент совершает или готов совершать покупку?;
  4. Where? (где): где, как правило, ваш клиент совершает покупку? (возле дома, в крупных торговых центрах, в интернет-магазинах и прочее);
  5. Why? (почему): в чем заключается мотив выбора того или иного товара вашим клиентом? (внешние характеристики, уровень цены, престижность, уникальность товара и прочее).

Есть еще один способ, который пользуется популярностью в странах СНГ. Это метод анкетирования. Он по своему содержанию схож с предыдущим, но менее структурированным. Он включает в себя множество вопросов, самые распространенные из них:

  • Каков пол моего потенциального клиента? (Этот пункт важен, если вы выпускаете узкоспециализированные товары. Например, губную помаду или крем после бритья);
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет? (страна, город, район);
  • Каков у него уровень образования? (окончил школу, вуз, еще учится, регулярно получает новые знания на тренингах);
  • Какое у него семейное положение? (в активном поиске, женат, разведен, вдовец);
  • Каков у него уровень доходов? (низкий, средний, высокий);
  • Какие у него увлечения и хобби? (альпинизм, дайвинг, рисование, экстремальное вождение и т.д.);
  • Есть ли проблемы, с которыми он сталкивается, в ходе или до приобретения товара? (отсутствие денег, вдохновение и т.д.).
-3

Распространенные ошибки при поиске целевой аудитории

Самые распространенные ошибки при выборе ЦА – это составление слишком размашистого портрета представителя целевой аудитории. В природе нет таких товаров, которые нужны абсолютно всем. Об этом следует помнить всегда.

Допустим, однажды вы успешно нашли свою целевую аудиторию и больше никогда не возвращались к этому вопросу. Ошибка в том, что современные рынки развиваются очень динамично, каждый день появляются новые необычные товары, привлекающие покупателей.

Мы рекомендуем всем своим клиентам просматривать портрет потенциального покупателя хотя бы раз в год-полтора.

Эта процедура поможет всегда оставаться на высоте и эффективно взаимодействовать с потребителями.

Алгоритм действий после определения целевой аудитории

После того как портрет вашего потребителя составлен, необходимо перейти к следующим действиям: подумайте о том, из чего может состоять его день. Например, многодетная мама начинает утро с поездки в школу/сад, потом отправляется за покупками, затем снова отправляется в школу/сад (чтобы забрать детей), затем возвращается домой и находится там на следующий день. Из этого следует, что вы можете взаимодействовать с ней (рекламировать свой товар, побуждать к совершению импульсной покупки и прочее) только в свободное время.

Вы должны найти алгоритм действий представителя вашей целевой аудитории после того, как у него возникает необходимость в покупке. К примеру, когда у девушки сломалась машина, она начинает искать в интернете решение своей проблемы. Это означает, что вы должны приложить все усилия, чтобы ваше предложение было показано этому человеку в нужное время в нужном месте.

Еще один шаг – это прогнозирование действий человека до того, как у него возникла потребность в вашем товаре или услуге. Например, если вы торгуете товарами для новорожденных, ваша реклама должна быть направлена ​​в то место, где есть именно ваша аудитория. Это может быть баннерная реклама на тематических сайтах, контекстная реклама, SMM, контент-маркетинг, e-mail маркетинг, работа по модели CPA и прочее.