Думаю, подавляющее большинство из моих читателей видели Бородинскую панораму. Конечно, для многих — это в первую очередь художественное произведение. Но, уверен, не меньшее число рассматривает это грандиозное полотно и с точки зрения исторической . Интересно же знать, кто и где изображён. И я хочу предложить вам небольшой обзор, тем более то, что рассказывают экскурсоводы содержит некоторые неточности.
Они (неточности) вызваны двумя причинами. Во-первых, это всё-таки художественное произведение и художественное воспринятые предъявляло к художнику свои требования.
Во-вторых, несмотря на то, что изображенным на панораме событиям указано точное время, по поводу хода сражения до сих пор есть много неизвестного. Казалось бы, надо взять карту очередного этапа сражения и сравнить его с изображённым на панораме… но, увы, всё не так просто.
Давайте же попробуем совершить маленькую виртуальную экскурсию. Чтобы вам удобнее было следить, рекомендую вот такое, довольно крупное и удобное изображение панорамы, на котором можно рассмотреть многие детали лучше, чем при посещении самого музея.
Мы также воспользуемся картой из книги С.М.Клавдиева «Русские панорамы», где показано расположение войск так, как они изображены на полотне:
Ну и карты, на которых показана обстановка на Бородинском поле около полудня:
Обычно обзор начинают с генерала Дохтурова, стоящего посреди деревни Семёновское.
Пехота, которая проходит через деревню и приветствует генерала — это Московский и Астраханский гренадерские полки 2-й гренадёрской дивизии под командованием Карла Мекленбургского. Который к тому времени уже должен быть ранен.
На карте Клавдиева, дивизия Мекленбургского указана с противоположной стороны и почему-то обозначена как кавалерия.
Если посмотреть чуть дальше, то там мы видим пехоту, которая на карте Клавдиева указана как остатки 27-й пехотной дивизии Неверовского и 3-й Коновницына. Предполагается, что генерал на белом коне — это Коновницын. Но с тем же успехом можно предположить, что это начальник 8-го корпуса генерал Бороздин 1-й. Впрочем, там сразу несколько всадников в высоких чинах.
На заднем плане мы видим кавалерию. И тут с картой Клавдиева есть расхождения.
Слева (если смотреть с нашей стороны, а не как зритель) мы видим Екатеринославский и Орденский кирасирские полки бригады генерал-майора Н.В. Кретова 2-й кирасирской дивизии.
Далее мы видим кавалерию, которой на карте Клавдиева нет, экскурсовод же говорит, что это спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков. Но, во-первых, эти драгуны явно не спешенные, если меня зрения не обманывает. Во-вторых, эти полки изображены в другом месте панорамы, если верить карте Клавдиева. Остаётся предположить, что это полки 2-го и 3-го кавалерийских корпусов. Но они и на карте Клавдиева в другом месте, и реально их на этом участке вроде быть не должно.
Ну и, наконец, легко идентифицировать кавалергардский и конногвардейский полки. Они хорошо видны.
Правее от Дохтурова мы видим пехоту, которая очень легко идентифицируется — это остатки 1-й сводно-гренадёрской бригады, командовавший которой полковник Кантакузин к тому времени уже погиб. Ошибиться тут невозможно, ибо легко разглядеть гренадёров Павловского полка в характерных шапках, которые никто кроме них не носил. Весь полк находился в районе Утицы и на картине не изображён, а одна рота была в районе Семёновского.
Дальше мы видим три гвардейских полка: Измайловский, Литовский и Финляндский, которые построившись в батальонные каре отбивают атаку французских кирасир.
Теперь мы делаем большой поворот и смотрим уже на противоположную сторону от деревни Семёновская. Смотровая площадка панорамы находится как раз на месте укрепления, построенного в Семёновской, но они показано разгромленным с разбитыми орудиями. Хотя, его должны были защищать наши артиллеристы, а французы штурмовать.
Среди крайних домов мы видим атакующих пехотинцев и, видимо, это солдаты 2-й гренадёрской дивизии, а которой уже упомянуто.
Далее следует «Бой во ржи» — схватка русской и французской кавалерии. Но начать бы я хотел с пехоты. Экскурсоводы и путеводители говорят про восьмерых егерей из 19-го полка полковника Вуича, отбивающихся от кирасир. Однако с этим сложно согласиться. 19-й егерский полк едва ли мог находится в этом месте, кроме того изображены точно не егеря (хорошо видны красные отвороты и белая амуниция) и их всё-таки десять изображено, не считая погибших.
На самом же деле, пехота между Семёновским и Курганной высотой могла быть самая различная. Во-первых, там могли находится остатки 27-й и 2-й сводно-гренадёрской дивизий. Но 27-ю дивизию Рубо изобразил в другом месте, а про остатки дивизии графа Воронцова вообще ничего не говорится. На этом участке должны были в то время отражать атаки кавалерии Тобольский и Волынский полки бригады генерал-майора Росси из 4-й пехотной дивизии 2-го корпуса. На карте Клавдиева изображена 4-я дивизия Вюртембергского восточнее батареи Раевского.
Та пехота за склоном, согласно путеводителю — Тобольский и Волынский полки дивизии Вюртембергского, а далее на склоне Курганной высоты — 24-я пехотная дивизия. Вообще-то там, позади Курганной высоты должны были в это время находится стоявшие колоннами остатки 18-го, 19-го и 40-го егерских полков, оттянутые во вторую линию. Но почему-то сомневаюсь, что художник подразумевал их.
Теперь вернёмся к кавалерии. На переднем плане у нас три кирасирский полка 1-й кирасирской дивизии: Его Величества (голубой приборный цвет), Её Величества (приборный цвет светло-малиновый) и Астраханский (жёлтый приборный цвет).
Стоит обратить внимания, что на заднем плане кирасирских полков открывается панорама батареи Раевского, впрочем, там так плохо видно из-за дыма, что нет смысла на ней останавливаться.
Позади кирасир ведут бой Киевский и Новороссийский драгунские полки 4-го кавалерийского корпуса Сиверса. Но разглядеть что-либо сложно. На заднем плане видна церковь — это в деревне Бородино.
Позади Астраханского кирасирского можно видеть Ахтырский гусарский полк, который легко узнать по коричневым мундирам.
За Ахтырскими гусарами можно рассмотреть вдалеке командный пункт Кутузова и даже его самого. Левее в дыму батареи на укреплении перед деревней Горки, там же можно разглядеть строй 11-го и 38-го егерского полков.
Правее, согласно карте Клавдиева, стоят в поле Харьковский и Черниговский драгунские полки 4-го кавалерийского корпуса. Но они уже указаны в другом месте, о чём я уже написал.
Левее командного пункта Кутузова можно разглядеть большие массы конницы, которые, видимо, ни что иное, как части кавалерии генерала Уварова. Согласно карте Клавдиева часть корпуса Уварова попадает в поле видимости панорамы. Непонятно, где тогда изображённый на карте 4-й корпус Остерман-Толстого, видимо, его скрывает высота у деревни Горки.
Правее драгун 4-го кавалерийского корпуса мы видим большие массы пехоты — это Семёновский и Преображенский полки нашей гвардии. Где-то рядом с ними (судя по карте Клавдиева) должны стоять драгуны 2-го кавалерийского корпуса барона Корфа, но их найти не удаётся.
Позади кирасирского Её Величества полка видна группа всадников, в высоких чинах. Считается, что это генералы Барклай де Толли, Раевский и полковник Толь.
Ну и завершают экскурсию традиционно на изображении раненого Багратиона, которого увозят с поля боя в лазарет.
Надо отметить, что в первоначальном замысле панорамы Багратиона не было вообще, его добавили при реставрации.
Вот такое вот небольшое виртуальное путешествие, которое, надеюсь, было интересно, и может пригодиться впоследствии. Конечно, я описал только русскую армию, но и так рассказ получился немаленький. Поэтому про французскую сделаю аналогичный материал. Так что не забудьте подписаться на мой канал, если ещё этого не сделали.
И рекомендую также мою статью:
«Власовцы» образца 1812 года был ли на самом деле «Русский легион» в армии Наполеона