Когда-то давно я услышал рассказ одной пожилой женщины. Это была приятная, умная и тактичная в общении дама, настоящая интеллигентка, хотя и из очень простой семьи.
- Знаю, что многие снобы тут же сморщат носы и скажут: чтобы быть интеллигентом, нужно иметь два высших образования, причем одно у отца, а другое у деда.
Но я человек немолодой и уже могу позволить себе мнение, основанное не на популярных цитатах, на собственном опыте. Увы, но псевдоинтеллигентных высокообразованных именитых выродков тоже наблюдать доводилось.
Интеллигентность – как талант. Нужно, во-первых, иметь природные задатки, способности. А, во-вторых, эти способности должны быть развиты трудом души и чтением классической литературы.
С поколением, к которому относилась та женщина, «сыграла шутку» советская система образования. Лев Николаевич, который писал свои романы, безусловно, как литературу для своего класса, вряд ли мог предполагать, что когда-то его книги станут обязательной школьной программой для детей рабочих, крестьян и ремесленников.
Однако это случилось. И дало возможность широким народным массам приобщиться в великой дворянской культуре. И наряду с большинством тех, кто промаялся, косноязычно пересказывая «эту муру» на уроках литературы, чтобы потом забыть ее, как кошмарный сон, нашлись и те, кто имел те самые задатки интеллигентности, несмотря на незнатное происхождение. И для кого эти книги стали основой формирования мировоззрения в условиях скудной реальности.
Но вернемся к рассказу моей давней собеседницы, которая, увы, уже много лет в лучшем из миров. Она поведала мне о небольшом эпизоде, случившемся с ней в трехлетнем возрасте. Ее тогда отправили погостить к родне. Отправили с оказией: соседи ехали в то селение и прихватили девочку с собой. Расстояние было не очень далеким, но ехали-то на быках, поэтому путь занял больше трех суток. Ночевали в поле.
И случилось так, что – ну, то ли соседи оказались людьми, невнимательными к малышке, то ли девочка была уж очень стеснительна, но не решилась она попроситься по большой нужде. Терпела всю дорогу. Животик ее вспух, посинел и словно окаменел. А она ничего никому так и не сказала.
В итоге женщина на всю жизнь получила проблему со здоровьем, превратившую ее существование в сонм страданий. Казалось бы: зачем я это рассказываю? Дурацкий случай. Глупенькая девочка. Ложный стыд. Проблема на пустом месте. У многих, наверняка, есть в памяти подобные эпизоды, пусть и не столь драматичные.
Но ведь эта природная стеснительность – она же была неотделима от других черт этой женщины: деликатности, тактичности, сдержанности… Не было бы одного – наверное, не было бы другого.
Годы страданий развили в ней эмпатию, отзывчивость, понимание чужой боли. Я не очень доверяю людям с исполинским здоровьем. Хотя общего правила тут нет: у иных собственные страдания только обостряют природный эгоизм.
Есть известная фраза Клайва Стейплза Льюиса:
«Бог говорит с человеком шёпотом любви, если он не слышит, то голосом совести, если он не слышит - через рупор страданий».
Ну, и как это применить к безгрешной трехлетней малышке? Неисповедимы пути Господни…
(подробнее об авторе и его книгах см. https://sptaradin.ru/)
И не забываем лайк!
Читайте также: