Найти в Дзене
изомозаика

Джузеппе Арчимбольдо - сюрреалист эпохи позднего Возрождения

Оглавление

Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Рене Магритт - это известные художники-сюрреалисты, работы которых датируются XX веком. Но, оказывается, первые художники-сюрреалисты жили задолго до его официального появления этого стиля в искусстве. Первые художники-сюрреалисты появились еще в эпоху Ренессанса. Некоторые искусствоведы придерживаются мнения о том, что и загадочный Босх был сюрреалистом, да что и говорить, ведь сам Дали объявил себя его наследником. Но сегодня мы поговорим о художнике Джузеппе Арчимбольдо, который родился, жил и творил в период позднего Ренессанса. Его по праву можно назвать одним из родоначальников сюрреализма.

Автопортрет, 1570 г.
Автопортрет, 1570 г.

Рудольф II, император Священной Римской Империи, очень любил коллекционировать диковинные вещицы и реликвии сомнительного происхождения, интересовался магией и оккультизмом, верил в мистику и приглашал ко двору магов, чародеев и алхимиков, один из которых даже обещал превратить обычный металл в золото. В коллекции короля было много странных предметов - сосуды с прахом, гвозди от Ноева ковчега, ценные редкие минералы и даже заспиртованный гомункул. Старый дворец, в котором жил король, превратился в музей - Рудольф II был большим ценителем искусства и скупал предметы живописи. Среди его коллекции картин можно было увидеть и портреты придворного живописца Джузеппе Арчимбольдо, причудливые полотна которого отлично вписывались в его удивительное собрание.

Детство и работа при дворе

Родился Джузеппе Арчимбольдо в Милане, а вот точная дата его рождения не известна, это или 1526, или 1527 год. С детства Джузеппе помогал отцу Бьяджо расписывать стены храмов. Остались записи о том, что отец будущего художника вел дружбу с одним из учеников Леонардо да Винчи - Бернардо Луини, сын которого познакомил маленького Джузеппе с альбомами и записями самого да Винчи, оставшимися в их семье. Вероятно, этот факт сильно повлиял на становление будущего художника. Вскоре молодой Арчимбольдо, создающий витражи и гобелены со своим отцом, постепенно становится знаменитым.

Деталь витража Миланского собора, созданная Джузеппе и его отцом
Деталь витража Миланского собора, созданная Джузеппе и его отцом

В 1551 году Джузеппе поступил заказ от императора Фердинанда I расписать пять гербов, который он безукоризненно исполнил. Талантливого живописца настойчиво звали пойти придворным художником к Габсбургам, и только спустя 11 лет, в 1562 году он все же согласился. Сначала он служил при Максимилиане II в Вене, а затем и у Рудольфа II в Праге.

Классические портреты художника:

Но не только живописью занимался художник при дворе, он организовывал торжества и праздники, делал декорации и руководил инженерными работами при проведении турниров. Тогда же Арчимбольдо начинает писать свои диковинные портреты. Рудольф II очень любил его необычную живопись и выплачивал ему солидное жалованье. Джузеппе творил и одновременно занимался пополнением Венской Кунсткамеры ценными экспонатами скульптуры. Начиная с эпохи средних веков, на сегодняшний момент эта коллекция насчитывает более 2000 экспонатов.

Есть сведения о том, что интересы художника во многом совпадали с оккультными увлечениями императора. Также существует предположение, что Джузеппе стремился разработать свою теорию восприятия. Как-то раз он изобразил аккорды в виде цветовых пятен в определенной последовательности, чтобы придворный музыкант исполнил их на клавесине. Он хотел показать то, что живопись и музыка едины и идут одним и тем же путем, подчиняясь одинаковым законам.

Поэт и друг художника Грегорио Команини писал:

Этот в высшей степени изобретательный живописец умел не только верно передавать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к чёрному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжёлых нот, переходя к более высоким и кончает совсем высокими

В 1588 году, не смотря на уговоры императора, Джузеппе решает покинуть Вену и вернуться в Италию. Художник хотел провести свои последние годы на родине после 26 лет жизни в чужом краю. Последние годы жизни он посвятил своим известным произведениям "Флора" и "Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна". О них мы и расскажем дальше.

Портреты-фантасмагории

Сам художник, к сожалению, не оставил никаких письменных сведений ни о своем творчестве, ни о себе. А после смерти его покровителя Рудольфа II произведения Джузеппе погрузились в забвение, а многие картины были потеряны, на сегодняшний день известно около 20 его работ.

И только в конце XIX века искусствовед К. Касати выпустил монографию «Джузеппе Арчимбольдо, миланский художник», в которой описывал живописца как гениального портретиста. Эта монография, а так же развитие сюрреализма положили начало прославлению художника эпохи позднего Ренессанса, начали издаваться книги о нем, искусствоведы принялись изучать его работы. "Курьезные" картины Арчимбольдо, безусловно, уникальны в своем роде. Некоторые искусствоведы также приписывают Арчимбольдо к художникам-маньеристам, произведения которых характеризует разрыв связи между природой и человеком, душой и телом.

Флора, 1589
Флора, 1589

Обилие бутонов, стеблей, листьев и цветов образуют портрет Флоры - богини цветов, весны и садов. Эта картина была отправлена художником Рудольфу II в ответ на пожизненное жалованье, которое император платил ему даже после его ухода со двора. Рудольф II, любитель фитотерапии и садоводства, был просто восхищен этой работой.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, ок. 1590 г.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, ок. 1590 г.

Вертумн - это бог древней Италии времен года и разнообразных даров. Изображался он обычно в образе садовника с ножом и плодами. Рассматривая портрет, можно заметить плоды, которые дарует нам природа в каждое из времен года. Сейчас это полотно находится в шведском замке Скуклостер в Стокгольме. Сам Рудольф II был в восторге от портрета и даже наградил за эту работу Джузеппе титулом пфальцграфа. Король считал, что его портрет в образе этого божества принесет процветание и благополучие всему роду Габсбургов.

Времена года

Цикл "Времена года" не что иное, как аллегория на периоды жизни человека - юность, молодость, зрелость и старость. Элементы на картинах - это цветы, плоды овощей и фруктов, растительность, все то, с чем ассоциируется каждое из времен года. Эти полотна были преподнесены Максимилиану II. Непрерывная цепь сменяющих друг друга периодов олицетворяет господство и процветание монаршей династии.

Четыре стихии

Цикл "Четыре стихии" имеет прямую связь с "Временами года". Эти полотна были созданы также по заказу Максимилиана II. Смысл практически идентичен с предыдущей серией - власть императора благотворно воздействует на окружающий мир и природу, воссоединяя такие разносторонние и противоположные друг другу силы и энергии.

Очень жаль, что многие произведения художника были утрачены. В то далекое время его картины выходили за все рамки общепринятых понятий и норм. Смотря на его работы, сразу становится понятно - Арчимбольдо был необычным человеком и необычным живописцем - благодаря нестандартному видению простых вещей и окружающего мира он складывал целые портреты, каждый из которых несет в себе свой неповторимый смысл. Глядя на его "курьезные" портреты, даже сейчас сложно поверить, что художник писал их аж в XVI веке, ведь выглядят они очень живо и современно.

Друзья, ваши подписка и лайки помогают развитию этого канала! Вас ждет еще больше интересных материалов!

А пока готовятся следующие статьи, почитайте уже опубликованные:

Толкин - иллюстратор...а вы знали?

Мир Кристины глазами Эндрю Уайета

Слепая любовь к скульптуре. История Лины По

Живая бумага Келвина Николса. Арткреатив

#арчимбольдо #искусство #живопись