Ну да, не верили, ну а как тут поверишь, если до этого турне музыканты даже не представляли, как они звучат на концертах. Студийный-то вариант оценить легче-лёгкого: бери любой альбом, записанный в студии и решай— нравится, или не очень, а вот качественной концертной записи, чтобы сделать то же самое, у Deep Purple на тот момент не было,(«Concerto for Group and Orchestra»-не в счёт), а бутлеговские концертники своим «качеством» только добавляли скепсиса музыкантам.
Дело в том, что сама идея: записать в Японии концертный альбом, исходила не от Deep Purple, а от представителей японского филиала Warner Bros. Records, которые рассчитывая на максимально возможную прибыль от этой поездки, рассуждали примерно так:
три концерта — это конечно хорошо, но три концерта + запись альбома, который наверняка будет хорошо продаваться в Японии — это намного круче, точнее — выгоднее.
Первый и второй концерт они дают в Осаке 15 и 16-го августа 1972 года, а заключительный 17-го — в Токио.
Казалось бы — ничего особенного: всего лишь очередной концерт, один из... Сколько там их уже было в том году?
Ради интереса посчитаем, итак: 4 тура по Америке, 2 по Европе, и у себя дома — в Англии, тоже выступали, и это только за первые 6 месяцев. Вот и получается, что много, может быть даже слишком.
В этом же году вышел «Machine Head», попавший в Топ-10 по всему миру (на мой взгляд он вообще лучший у этого состава) и начата работа над «Who Do We Think We Are», который выйдет в следующем.
Такие колоссальные нагрузки не могли не сказаться на морально-психологическом состоянии музыкантов: никто тогда и предположить не мог, что золотому составу Deep Purple осталось существовать меньше года.
Вот что сказал по этому поводу тур-менеджер Колин Харт, сопровождавший Deep Purple в Японии.
Это было фантастическое время. Они находились на гребне волны, пользовались невероятной популярностью, повсюду аншлаги. Возможно, если говорить об уровне эмоционального возбуждения, это был один из самых лучших гастрольных периодов, в которых я принимал участие. А потом внезапно все превратилось… в сплошное дeрьмо.
Итак Япония, Осака, начало выступления, и тут приходит понимание, что зритель-то... какой-то он не такой этот японский зритель, непривычный. Лишний раз не пошумит, не свистнет, коротенькие аплодисменты и всё: стоят, смотрят, ждут. Да уж, это вам не раскумаренные толпы американских и европейских хиппи, от которых на концерте можно ожидать чего угодно, это — Восток, со своим особым менталитетом и нормами поведения.
А может дело и не в зрителях вовсе, может музыкантам немного не по себе от того, что они их сегодня записывают? Скорее всего так и есть, ведь не случайно же с первого выступления в альбом попала только «Smoke on the Water», с обновлённым вступлением в исполнении Блэкмора и его весёлой перекличкой с Лордом в конце — это конечно же было здорово!
Я считаю 2-ой состав гуру импровизации, у которых каждое живое выступление — это супер-шоу с непредсказуемым сценарием, впечатления от которого превосходят любые ожидания. Такое ощущение, что до начала концерта музыканты сами не представляют, как всё будет происходить, и видимо поэтому они решают отказаться от репетиций перед выходом на сцену: ну какой от них толк, если всё равно всё пойдёт не по плану?
Роджер Гловер:
Нас отличала та уверенность в себе, какую ощущаешь, когда оказываешься участником успешной команды.
Мы всегда были уверены в том, что не хотим никому подражать.
Если ты следуешь за кем-то, значит, ты всегда оказываешься на втором месте. Если ты занимаешься этим делом ради музыки, ты должен делать все по-своему, ни на кого не оглядываясь.
Это приносит твоей группе подлинную славу, а именно этого мы и добивались.
Второе выступление в Осаке и третье в Токио расставило всё по своим местам. Если первое можно считать разминкой, то два последующих — именинами меломанского сердца.
Из интервью Ричи Блэкмора:
Идея живого альбома — достичь как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической поддержке публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии.
Мы стараемся завести зрителей, добиться реакции.
Думаю, это намного честнее, чем просто выходить на сцену с мыслью, что тебе можно просто стоять и играть, поскольку ты величайший музыкант в мире.
Highway Star
Из интервью Джона Лорда, 1989 год.
Deep Purple были на пике мощи. Этот двойной альбом стал воплощением всего, что мы могли в те дни. Его не планировалось выпускать за пределами Японии.
Японцы спросили: «Вы запишете живой альбом?»
Мы ответили: «Мы не пишем живых альбомов, мы в них не верим».
В конце концов, мы согласились при условии, что права на запись остаются за нами, так как не хотели выпускать его за пределами Японии.
Затраты на альбом составили всего $3,000.
Звучал он так хорошо, что мы обратились к Warner Bros.:
«Как вам это?»
Они ответили: «Нет, концертные альбомы не котируются».
Потом его всё-таки выпустили, и за две недели альбом стал платиновым.
Strange Kind of Woman
Ещё один изящный музыкальный баттл в исполнении Гиллана и Блэкмора, исполненный ими в концовке. Они по-очереди словно поддразнивают друг друга:
— Ты вот так вот — сможешь? Ну надо же!
— А тебе так слабо? Смотри-ка, нет!
Музыканты веселятся, а зал в восторге: идёт настоящий, живой концерт.
Кстати, заметил такой вот интересный момент: если сцену поделить условно пополам, т.е. провести от ударной установки линию в зрительный зал, то почти всегда получается, что на одной половине обитает Блэкмор в гордом одиночестве, а на второй — остальные четверо. Вот так примерно.
Иэн Пейс:
Вероятно, «Made In Japan» - вообще лучший концертник всех времен и народов.
Это такой образчик новаторства, когда ты стоишь на краю перед новым и неизведанным, плюс грандиозная игра и фантастическое звучание – настолько, что никто и близко рядом не стоял.
Это прекрасный документ, часть нашей истории.
За тот год я сыграл около сотни соло, и лучшее из них, скорее всего, в «Made In Japan» .
Все это запросто могло произойти на любом другом концерте, но те концерты не были записаны.
Все сошлось воедино именно для этой записи.
В 2013 году журнал Classic Rock включил альбом в список «Концертных альбомов, которые изменили мир».
На сегодня всё. Берегите себя!
Все фото взяты с Яндекса в свободном доступе. Видео с YouTube. Музыка с Яндекс Музыки.