Найти тему

«Головокружительная хореокомедия»

22 июля 1984 года на сцене ГЦКЗ «Россия» в Москве состоялась премьера балета-комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Эта постановка на музыку Гаэтано Доницетти стала первым двухактным спектаклем в репертуаре труппы и закрепила за коллективом статус балетного театра.

Сцена из спектакля, 1984 г.
Сцена из спектакля, 1984 г.

«Двенадцатая ночь» — второе обращение Бориса Эйфмана к творческому наследию Шекспира. До этого в 1983 году в цикле «Метаморфозы» была представлена постановка «Предисловие к Гамлету. Шекспировские страсти», которая, строго говоря, не является прямым цитированием английского драматурга и предлагает новый взгляд на философскую составляющую знаменитой трагедии.

«Шекспир — это прежде всего слово, поэтому перевод его произведений на язык балета необычайно труден и увлекателен, — рассказывает хореограф. — Мы стремились передать в пластике ощущения радости и жизнелюбия, свойственные этому творению драматурга».

Создание комедии также стало творческим вызовом для Бориса Эйфмана. В этом жанре существуют устоявшиеся правила и набор художественных средств: пантомима, мизансцены, жесты, мимика. В «Двенадцатой ночи» хореограф отказался от проверенных средств и предложил собственную формулу хореокомедии: темп, динамика и танец как двигатель сюжета. Именно танец, а не пантомима в этом спектакле передают основные события и образы. Не последнюю роль играет динамика, создающая ощущение безудержного веселья:

«Чередование сцен, смену сольных, дуэтных, ансамблевых танцев в этом спектакле хочется обозначить термином Сергея Эйзенштейна — «монтаж аттракционов». Кинематографический почерк балетмейстера — в молниеносности переходов от эпизода к эпизоду (каждый из них несет информацию, ее развитие, поворот), в остроте подачи сюжетных ситуаций, в смелой переброске мест действия, в головокружительном динамизме всей хореокомпозиции», — отметила балетовед Наталья Аркина в своей рецензии, опубликованной в журнале «Музыкальная жизнь» в 1984 году.

Главные партии в премьерный вечер исполнили Вячеслав Мухамедов (Герцог Орсино), Валентина Морозова (Графиня Оливия), Валерий Михайловский (Мальволио), Кирилл Матвеев (Эгьючик), Надежда Голубцова (Виола), Александр Семенчуков (Себастьян), Сергей Фокин (Сэр Тоби), Ирина Емельянова (Мария).

В отличие от литературного первоисточника в балете Мальволио — один из главных персонажей. В хореографической интерпретации он представляется гротескным честолюбцем, влюбленным в Оливию и одержимым своими амбициями. Для создания этого комедийного образа Борис Эйфман обратился к приему пародии. Так в одной из сцен Мальволио напоминает своим видом Красса из балета «Спартак» в исполнении Мариса Лиепы.

Валерий Михайловский (Мальволио) и Валентина Морозова (Графиня Оливия)
Валерий Михайловский (Мальволио) и Валентина Морозова (Графиня Оливия)

Валерий Михайловский, блистательно станцевавший Мальволио, вспоминал, что поначалу не понимал, почему ему досталась эта партия — ведь у Шекспира он был старым распорядителем, а не тем хитрым красавцем, который в итоге получился в спектакле.

«Если в начале у меня была какая-то настороженность, то потом мне это очень понравилось: там такое развитие событий, роль получилась не эпизодической. Потом, когда Борис Яковлевич стал ставить хореографию, вышло, что у меня были самые сложные вариации по технике, сложнее, чем у Орсино и других главных героев. Перевоплощения, терзания, интриги — все это увлекательно было. Мне нравилось танцевать — и сложно, и трансформирующийся образ пылкого влюбленного, все время с подозрениями, душевными муками… Я с удовольствием танцевал Мальволио, и вообще, спектакль нравился, потому что там было то, что Борис Яковлевич совершенно потрясающе делал, — атмосфера».

В 1986 году в Тбилиси был снят одноименный телефильм-балет, который был удостоен гран-при на международных фестивалях «ARABESQUE» и «GOLDEN FLEECE-88». Режиссером-постановщиком выступил Заал Какабадзе — зачинатель жанра кино-балета в Грузии.

Программка премьерного представления спектакля 22 июля 1984 г.
Программка премьерного представления спектакля 22 июля 1984 г.