Таеквондист с перспективами, кандидат в мастера спорта, Иван Букатов получил профессию геолога и уже много лет работает в Светлогорском управлении буровых работ. Не так давно мужчина освоил новую профессию, которая пользуется огромным спросом в нашем городе – Иван практикует как зоопсихолог. Что это за профессия, чем зоопсихолог отличается от кинолога и как сделать так, чтобы ваш пес повиновался одному взгляду?
Спортсмен, геолог, муж и отец
— Примерно с пятого класса я занимался таэквондо, — рассказывает Иван. — Соревнования, победы, дипломы, медали. Звание кандидата в мастера спорта. Спорт я очень любил и хотел связать свою жизнь именно с ним. После школы поехал поступать в Академию спорта, и вот, на первом же экзамене, сломал руку… Шансы на поступление отпали сразу, и я решил поступать в гомельский универ, на геологию. Почему? Да просто проходил по баллам и предметам, которые нужно сдавать.
Но спорт я все же не забросил. Один из светлогорских тренеров переехал в Гомель и решил продвигать этот вид спорта. Мне предложили стать тренером и я, будучи студентом, с удовольствием работал с ребятами.
Иван рассказывает, что жизнь у него складывалась, как у всех. Отучился, забрали в армию. Чуть раньше познакомился с будущей женой, которая ждала его со службы. Через год поженились. Родился сын. Кстати, жена Ивана – минчанка. Но молодожены решили не переезжать в столицу, а осесть в Светлогорске.
— Как говорится, с милым рай и в шалаше, — смеется Иван. – Если честно, желания переехать в Минск пока нет, хотя возможность есть. Нам сейчас и здесь хорошо. А что дальше будет – там посмотрим…
Интересно, как человек со спортивным прошлым, ставший волей судьбы геологом и посвятивший жизнь работе в нефтяной отрасли, вдруг пришел к такому виду деятельности как зоопсихология? Кажется, что эта наука, а тем более практика в небольшом городе не особо изучена и востребована. Но Иван возражает.
О психологии
— Я же не сразу прям стал зоопсихологом, — говорит Иван. — Давно увлекаюсь психологией. Человеческой, не животных. Много читал по этому поводу, ездил на обучающие семинары, участвовал в тренингах. Еще в школе я писал работы по психологии на тему подготовки спортсменов к соревнованиям, как психоэмоциональное состояние влияет на результаты. Но в ходе увлечения я даже не представлял себе, что все это ведет меня туда – в зоопсихологию!
Иван признает, что даже предположить не мог, что его увлечение психологией и желание разобраться в себе соединится с желанием корректировать поведение собак. Кстати, занимается он только собаками, других животных в числе клиентов Ивана Букатова нет.
— Два года назад сидели мы с женой и вдруг как-то возникла мысль: «А не завести ли нам собачку?», — продолжает Иван. — Спонтанное решение, основанное не на размышлениях, а на эмоциях. Мы, как и многие, даже большинство людей, решили взять себе игрушку. Знаний – ноль, понимания – ноль, но хочу! Когда начали думать, какую собаку мы хотим для себя, наткнулся на очень интересное видео. Там было все: и по каким критериям выбирать породу, и тесты для щенков, и еще очень много такой информации, о которой я даже и не подозревал. Так в нашем доме появился Тор, французский бульдог.
Если вы думаете, что все бульдоги одинаковые, то очень ошибаетесь! Есть бульдоги- «кабачки», милые, ленивые и неповоротливые. Есть такие, как мой Тор – стройняги-крепыши. Я его и выбирал, потому что они спортивные, подвижные, а я же тоже спортсмен!
Иван утверждает, что щенка нужно брать не раньше трех месяцев от роду, чтобы малыш научился жить в социуме своей стаи. А взяв его домой, процесс воспитания начинать с первого дня. Приучать оставаться одному в квартире и не нервничать, не давать грызть предметы, словом, формировать то поведение, которое нужно для комфортной жизни для всех.
— Я начал работать с Тором по методике, которую взял у прекрасного специалиста Антуана Наджаряна.
Антуан Наджарян — специалист по поведению собак, руководитель собственной школы, автор методик и курсов по коррекции поведения, обучению и воспитанию собак.
— Люди очень часто сравнивают человека и собаку, проводят какие-то параллели в их интеллектуальных способностях, в развитии. Не надо этого делать! Это совершенно другой мир! Человек как живет? Либо прошлым, либо будущим. И забывает, что мы живем здесь и сейчас. А собака всегда живет сию минуту. Она не помнит далекого прошлого, не мучается над его ошибками и не строит далеких перспектив: вот, мол, закончу учебу, женюсь и тогда заживу. А жизнь все идет и идет. Этому умению собак человеку надо бы поучиться: радоваться сейчас, грустить сегодня, не откладывать жизнь на потом.
То, что вы должны знать, но почему-то не знаете…
Иван отмечает, что заводя крупную собаку, люди, как правило, обучают ее навыкам поведения, командам, дисциплине. А на маленьких, «карманных», никто даже не заморачивается. И получаются нелепые, истеричные шавки, которые, несмотря на свой рост и вес, полностью подчиняют себе хозяев.
— Меня поражает, что с маленькими собачками часто даже на прогулку не ходят: вот тебе пеленочка, сегодня понедельник, будут выходные, я с тобой погуляю. А с собакой нужно гулять. Каждый день, независимо от размера. Просто потому, что это – собака! И йорку, и огромному алабаю нужен социум, нужна информация, которую он получает на прогулке. Мозг собаки должен «питаться» и развиваться, кругозор должен расширяться. И тогда собака не будет сходить с ума от чего-то непонятного: машина, кусты, птицы, кошки, другие собаки, много странных людей, дети, кричащие дети, гроза, снег, метель, мотоцикл, салют. Все эти факторы должны быть знакомыми и не вызывать желания убежать, проявить агрессию, начать лаять или рваться с поводка.
Существует много мифов по поводу поведения собак. Например, что собаки ненавидят пьяных. Не пьяных они ненавидят, а опасаются непредсказуемости поведения. Считают его странным, отходят подальше, а если человек еще ведет себя с собакой агрессивно, то может спровоцировать и ответную агрессию. Собака собирает информацию с помощью носа и столкнувшись с пахнущим алкоголем человеком, который ведет себя неадекватно, она и в дальнейшем будет относиться к таким людям с опаской.
В настоящий момент Иван Букатов заканчивает свое обучение в Москве, чтобы иметь диплом и официальное звание дипломированного зоопсихолога. Как перфекционист, он считает, что для работы с клиентами мало иметь опыт, хотя практика играет важную роль. Он стремится подтверждать свои знания документально. Защита диплома уже скоро, а звание будет звучать так: «Специалист по поведению, дрессировке и психологии собак».
Иван предпочитает собак, но говорит, что зоопсихология – наука, работающая практически на всех животных. Просто ему интересны собаки, но можно углубиться и изучить поведение кошек, хомяков или лошадей. И даже кур и гусей!
— К зоопсихологу обращаются, как и к обычному, человеческому, с проблемными моментами. Тянет на улице поводок, не слушает хозяина, портит дома вещи, громит все в квартире. Предпочитает ходить в туалет не на улице, а в доме. Агрессия по отношению к людям, агрессия пищевая. Бурное проявление эмоций, когда собака бросается от радости на гостей или хозяина. Реакция на звук домофона или гром и молнию. И это не дрессура, не стоит заблуждаться. Вот гремит гром, собака в ужасе, а хозяин будет орать над ней «лежать», «сидеть» или «молчать»? Нет, надо работать над страхом, убирать его. Работать с мозгом животного.
Дрессура – это когда собака знает команды, но это приказы, которые она не хочет выполнять. Ей говорят «сидеть», а мозгом она носится за кошкой. А психология – это когда собака хочет делать то, что вам нужно и считает это правильным, хорошим для нее. Это не насилие, это воспитание…
Собака живет рядом с человеком уже тысячи лет. Но по-прежнему остается животным. Стайным, со своими инстинктами и манерой поведения. Зная нюансы, можно выстроить модель коммуникации так, что ваш пес безоговорочно признает вас вожаком и ваше слово, ваш взгляд будут законом. Но может быть и наоборот: если в семье роль вожака свободна, собака моментально станет главой человечьей стаи. А это уже не очень хорошо.
— Первое, что должен сделать хозяин щенка – установить правила. Это можно делать, а это запрещено. Проводим по всему дому на расслабленном поводке, даем все обнюхать. Хочет погрызть тапок – не тапок убираем от щенка, а ему не даем это сделать: натягиваем поводок, говорим «нет». Чтобы он понял, осознал, что предметы, «вкусные» для него, могут лежать где угодно и как угодно. И это не значит, что их можно трогать!
Никогда не разрешайте псу лежать на диване, кровати или кресле. Это не вопрос эстетики квартиры. Это психология. Помните, в мультике про Маугли, где лежал Акела? Правильно! На скале, возвышаясь над всей остальной стаей. Это инстинкт. Посадите собаку на один уровень с собой – она посчитает себя равной вам и обязательно начнет бороться за главенство. Посадите выше себя – она будет считать себя вожаком. И ваша жизнь будет подчинена служению вашему псу!
Про Хатико…
— Фильм «Хатико» — это сказка, — улыбается зоопсихолог. – Нельзя присваивать собаке человеческие чувства. Это – животное. Пес не обижается, не завидует, не ненавидит. Да, можно сказать, что любит. Но это скорее привязанность, чем любовь. Может ли собака самостоятельно принять решение и приходить на вокзал ждать хозяина и делать это много лет? Я считаю, что нет, не может. Собаку можно приучить к ритуалу ходить на вокзал, и она будет его выполнять. Но делать это от тоски, от горя или по причине «собачьей верности» — сильно сомневаюсь.
Собаки — прекрасные животные. Они обучаемы, дружелюбны, отличные компаньоны, интеллектуально развиты. Но они — не люди. Ни одна собака не рождается злой, такой ее делают обстоятельства и хозяин, ни одна собака не рождается доброй – такой ее тоже делают, обучают и воспитывают. И она становится послушной, заботливой, игривой.
Учимся и учим…
— Необучаемых собак не существует! Понятно, чем старше собака, тем сложнее будет этот путь. Но при желании, результатов можно добиться. Перезаписать негативную программу, улучшить качество жизни и хозяина, и самой собаки. Последнее особенно касается собак из приюта, со сложной судьбой, с большим негативным опытом.
Но самое главное, хозяин собаки должен хотеть работать, над собой и собакой, меняться, чтобы изменился пес, успокаиваться, не проявлять агрессию, убирать страх, волнение, бурные эмоции. Словом, учиться они должны вместе. А иначе – никак! Я не буду делать за вас эту работу, я могу только показать, как ее делать правильно.
Идеальный пёс
— Я могу сделать собаку идеальной. Но на это нужно время, много труда и желания самого хозяина. И стоит задать себе вопрос: «А нужно ли мне это?». Многих хозяев устраивает, что пес в их семье – главный. Он командует ими, валяется на диване, будит в 4 утра, когда хочет гулять. При этом собака может быть доброй, веселой и неагрессивной. И если у вас идиллия – зачем ее рушить? Можно скорректировать одну проблему, например, чтобы ваш любимец не боялся мотоциклов. И на этом закончить, ведь вам и так хорошо. А можно сделать собаку, поведению которой будут люди завидовать.
Я своего Тора делаю идеалом, потому что он – мой помощник в работе с другими собаками, моими клиентами. Но и с ним нам еще кое-что нужно дорабатывать!
Нужно отметить, что Иван продемонстрировал нам, как ведет себя милаха Тор. Я подозвала его к себе, и было видно, как этому бульдожке хочется познакомиться. Но первое, что сделал Тор – посмотрел в глаза Ивану. Тот молча кивнул, и пес со всех ног бросился лизать руку и целоваться. Он не брал из рук корм, хотя очень хотел, он не бежал за палкой без разрешения. Но вот, разрешающий взгляд хозяина – и Тор счастлив! Это выглядело очень убедительно, чтобы задуматься о том, почему каждая собака в нашем городе не демонстрирует такую благовоспитанность, спокойствие и добродушие.
Но не нужно думать, что Тор – «беззубый». При возникновении ситуации он сможет защитить хозяина и от его бульдожьей хватки агрессору будет сложно освободиться. Но секрет воспитания в том, что Тор не бросится, даже если Ивана будут бить. Только после команды, поданной им.
И это, я считаю, высший пилотаж воспитания!
Автор: Наталья Лешкевич