Найти тему

Кто такие ВЧЛ. Моя история высокой чувствительности

690 прочитали
Здравствуйте, друзья! Я Валентина Полякова - профессиональный психолог, имеющий фундаментальное университетское образование в общей и клинической психологии.

Здравствуйте, друзья! Я Валентина Полякова - профессиональный психолог, имеющий фундаментальное университетское образование в общей и клинической психологии. Я имею образование: психолог, преподаватель психологии, клинический (медицинский) психолог, гипнотерапевт.

Я занимаюсь психологией уже больше 15 лет, и за все это время обрела внушительный опыт работы с различными методами психотерапевтической помощи, особенно в области работы с эмоциями и саморегуляции и даже написала несколько книг.

Саморегуляция - именно то, что является действенным в случае необходимой самопомощи, когда теряешь управление собственной жизнью. Я пошла учиться на психолога именно для того, чтобы разобраться, что со мной не так, поскольку особенности восприятия мира значительно отличались от особенностей людей, которые окружали меня к тому моменту. В чем отличались:

  • Высокий уровень эмпатии - человек еще сам не осознал, а я уже чувствую его чувства и состояния (читаю людей)
  • Почти мгновенное осознание нюансов и тонкостей ситуаций, позволяющее глубоко видеть и чувствовать то, что другие не ощущают (интуиция и предвидение)
  • Способность застревать в эмоциях и переживаниях дольше, чем в целом те, кто меня окружают (сложность с быстрым выходом из травмирующей ситуации)
  • Невероятная потребность в изучении нового во всех сферах, постепенно сужая интересы (важно изучить глубоко, до первоисточников)
  • Усталость и напряженность от нахождения в толпе или на шумных вечеринках, словно я чувствую каждого отдельно, а когда эмоции группы людей объединяются, оно становятся чрезмерными - хочется уйти.
  • Потребность в уединении и отсечении от любых раздражителей для восстановления сил

Это, пожалуй, наиболее выраженные состояния, которые отличают мое восприятие. Поскольку для меня так было всегда, то я до самого подросткового возраста считала, что все люди так воспринимают реальность, только не показывают это. А когда я поняла, что это не так, я попыталась стать как все. Стать как все у меня не получилось. Точнее - внешне получилось (я старалась быть суперактивной девушкой в тусовке, чтоб соответствовать общему уровню восприятия успеха молодых людей), но внутри только накапливалась усталость от несоответствия того, что могу и хочу, и того, как будет принято в обществе.

Надо сказать, что от вдумчивости и эмпатичности совсем спрятаться не удалось. Восприятие нюансов, дающее тонкую настройку интуитивных навыков, помогло не пойти путем самоуничтожения. Когда все внутри восставало против следующего шага и радовалось смене направления, я выбирала себя. Так я вышла на психологию.

Надо сказать, с начала изучения психологии до выхода на тему высокой чувствительности прошло порядка десяти лет. Хотя, интуитивно, все методы, которые я искала для эффективной терапии, так или иначе нацелены на помощь ВЧЛ. Я-ВЧЛ, выбранную мной терапию я всегда пропускаю сквозь свое восприятие. Так появилась авторская технология в регрессологии "Add-up подход" и множество методов работы с эмоциями и состояниями ВЧЛ.

Благодаря Элен Эйрон, психологу ВЧЛ, феномен ВЧЛ приобрел более четкое и оформленное видение в психологии во всем мире. А книга Э.Эйрон «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» стала бестселлером и переведена на множество языков, в том числе и на русский. Именно отсюда пошло понятие сверхчувствительность и высокочувствительные люди или ВЧЛ.

Высокая чувствительность - это феномен, связанный с особенностью нервной системы, с повышенной чувствительностью центральной нервной системы и способностью к более глубокой обработке физических, социальных и эмоциональных стимулов. Как это увидеть? Посмотреть на мрт - разница картины возбуждения нейронов головного мозга ВЧЛ и не ВЧЛ при обработке одинакового сигнала прослеживается. У ВЧЛ задействовано при этом больше нейронов мозга. Данный феномен доказан не только через наблюдение за поведением людей.

Считается, что чем выше у человека особенность восприятия, тем в большей степени он сверхчувствителен. По мнению Эйрон, доля сверхчувствительных людей на планете всего около 15-20% и такой процент присутствует не только среди людей, но и в любой популяции животного мира. Исследования этого феномена проводятся по всему миру, раскрывая все новые и новые нюансы такой чувствительности. Такие особенности нервной системы передаются по наследству. А значит, важно знать не только, как взрослому научиться пользоваться такой чувствительностью, но и как помочь ребенку с такой особенностью восприятия. Классические методы психотерапии здесь становятся не актуальны. Современная психология уделяет значительное внимание данному феномену, такое восприятие лежит в области экстрасенсорики для людей, не владеющих высокой чувствительностью.

ВЧЛ особенность имеет много нюансов, может быть, как сверхподдержкой в случае единения с собой, так и обузой в жизненных процессах для тех, кто не научился пользоваться своими особенностями восприятия. Однако, я, пропустив все это через собственный опыт, утверждаю, что пользоваться своей высокой чувствительностью для успешной адаптации к жизненным и общественным процессам можно и нужно научиться - это дает массу преимуществ и наполненности в восприятии мира. Об этом я и буду рассказывать в своем блоге.

Напишите, знакомы ли вы с темой ВЧЛ? Есть ли у вас или у ваших близких такое восприятие?