Найти тему
Смотри в себя

Чем супружество лучше сожительства? Объясняет Алексей Осипов

В чём преимущество законного брака перед гражданским браком (сожительством), рассказал учёный-богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Что такое брак? Это когда люди вступают в единый союз, а не в сожительство. У них всё становится общим. Эти двое составляют единицу, с полной ответственностью относясь к тому, что из этого проистекает.

Те люди бывают счастливы, которые вступают в брак по любви. Скажите, в гражданский брак вступают по любви? Сомневаюсь. Если бы там была любовь, то была бы и верность друг другу, и тогда люди бы вступили в законный брак.

На самом деле, в гражданском браке человек словно выжидает более удачного момента, надеется найти кого-то получше. И не хочет себя ничем связывать.

Сожительство или гражданский брак — есть не что иное, как искание наслаждений. Смысл жизни видят только в поиске наслаждений и больше ни в чём. Никакой ответственности, никакого поручительства...

Мы ищем вовсе не любви, мы ищем совпадение интересов гедонистического характера.

Гражданский брак или сожительство — это колоссальный стимул развития эгоизма. Я вступаю в такие отношения без любви. Я не готов отдать душу этому человеку. Я не готов пострадать за него. Я не готов всё отдать ради этого человека. Сейчас он меня устраивает. Через час мы можем разойтись как в море корабли.

Это искание наслаждений. Выдающийся немецкий философ конца восемнадцатого века Иммануил Кант говорил, что чем больше просвещённый разум ищет наслаждений, тем меньше он получает удовлетворения.

Он, как холодный рационалист чётко оценил, что чем больше ищем, тем меньше получаем. Если человек смыслом своей жизни, в том числе смыслом отношений видит только наслаждения, тем самым он приговаривает себя к…

Оказывается, так называемые, гражданские браки влекут за собой страшные последствия. Они могут окончательно yбить в человеке способность любить.

Развитие эгоизма и стремление к наслаждениям окончательно yбивают любовь в человеке. Он становится неспособным любить другого.

Это в частности очень часто случается в артистической среде. Многочисленные связи, основывающиеся в основном на чисто внешних влечениях, оканчиваются тем, что человек не может любить. Сердце окаменело. У человека наступает окаменённое нечувствие. Хотел бы полюбить, но не может.

Самое великое, самое возвышенное, что есть в человеке, то самое, что способно приносить наибольшее удовлетворение в земной жизни — любовь — исчезает.

Это закон духовной жизни. Всякое нарушение того, что мы называем заповедями Божьими, или того, что мы называем совестью, делают человека всё более и более чёрствым, превращает его в некое окаменелое состояние. В мраморную статую, которая не способна ни к чему другому, как только к эгоизму и стремлению концентрировать своё внимание исключительно на личных интересах.

Каждому человеку от рождения даётся чаша драгоценнейшего напитка, которому нет равных в земной жизни. Это напиток любви. Этот драгоценный напиток особенно живо переживается человеком. Человек живёт этим, ищет этого.

И в этот момент важно распознать добро и зло. У русского философа конца девятнадцатого века Владимира Соловьева есть такие строчки:

«И aд, u зeмля u нeбо c ocoбым внuманueм cлeдяm зa чeлoвeкoм в my poкoвyю поpy, кoгдa в нeгo вceляemcя Эpoc».

Вдруг начинаются потрясающие изменения в организме, психике, в самом сознании человека. В него вселяется эрос. И в него вглядывается «и ад, и земля, и небо» с целью определить: куда человек пойдёт?

Он может пойти по роковому пути и опустошить себя. Именно так и называют тех людей, которые отклоняются в развращённость — «опустошённый». Часто это очень сильно отражается на их лицах: опустошённый взгляд человека, который превратился в животного. (Между тем, у верующего человека есть Бог, есть заповеди, есть понимание смысла жизни).

И от качества прохождения этого периода зависит вся дальнейшая жизнь человека. Или он yбьёт в себе это великое, святое, чистое и прекрасное, что в нём есть. Или сохранит его до брака. И тогда, действительно, брак будет тем счастьем, которое он хотел и, наконец, достиг. Полная чаша любви тогда изливается друг на друга, наполняя обоих.

С другой стороны, что сейчас предлагается? Не что иное, как попытка оскотинить человека. Попытка убедить молодежь в том, что пребывать в животном состоянии — это нормально.

Христианство говорит о браке, как о союзе любви. Христианство утверждает, что брак — это дело любви. Ни эгоизма, ни расчета, ни искания каких-то преимуществ и благ… Это дело любви. Любви.

А когда это бывает возможным? Когда эти двое, которые вступают в брак, сохранили себя. Нужно понять простую вещь: тот, кто не сохраняет себя до брака, теряет любовь.

И иногда это можно даже наблюдать внешне. Видеть по лицам венчающихся, что они уже почти посторонние друг другу люди. Давным-давно друг друга узнали и уже успели надоесть друг другу. Нет этой священной минуты. Нет этой священной радости. Всё уже стало серыми буднями. Даже сама свадьба.

Только тогда возможна радость, только тогда брак будет вершиной человеческого счастья, когда люди сохраняют себя до брака.

Каждому человеку от рождения даётся чаша драгоценнейшего напитка, которому нет равных на земле — чаша любви. Важно не расплескать её...
Каждому человеку от рождения даётся чаша драгоценнейшего напитка, которому нет равных на земле — чаша любви. Важно не расплескать её...

Ещё статья: Что является главным в семейной жизни? Объясняет Гавриил Афонский.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение