Предлагаю сказку-метафору, иллюстрирующую суть механизма любой зависимости – вещество не решает проблему, оно ее создает. Здесь рассмотрено на примере распространенной иллюзии о сигаретах, как о чем-то, что помогает сосредоточиться и успокоиться в этом наполненном трудностями мире.
Заботы, тревоги, волнения. Со временем их накапливалось только больше. Наверно, нет в этом ничего удивительного. С возрастом ей приходилось решать все больше задач, брать все больше ответственности. В какой-то момент состояние напряжения стало почти нормой. А что делать, жизнь - не такая простая штука.
Действительно, как тут не напрягаться? Все это похоже на мерзких насекомых, которые шумят, жужжат, мельтешат, врезаются, иногда даже кусают. Они мешаются, не дают толком разглядеть ничего вокруг. Они раздражают и отрезают саму возможность спокойного отдыха. Вот сидишь у себя дома вечером, а они и здесь лезут. Беспокойства, страхи, тревожки, дурацкие мысли. Брррррр…
Здорово, что у нее было волшебное средство, заставляющее гадов отступить хоть на время. По какой-то причине вся эта мерзкая жужжащая братия не выносила дым сигарет.
Как же хороши были эти моменты тишины! Наконец-то можно было сосредоточиться. Или просто насладиться спокойствием. Невероятное облегчение.
Да, приходится платить некоторыми неудобствами. Да-да, вредно. Но черт возьми, оно того стоит. Лучше прожить меньше, но иметь возможность по необходимости окружать себя благословенным дымом, отгоняющим гадких жужжалок.
Так она рассуждала и была вполне счастлива.
Вот только гадов становилось больше. Настолько больше, что даже дым перестал справляться на 100%. А вот здоровья больше не становилось. К сожалению. Дымить приходилось чаще, и ее организм все более отчаянно намекал, что ему это тяжело дается.
Ну тяжело. А что поделать? Нечего тут на меня кашлять! Не выпендривайся, тело. Если я перестану отгонять гадов, тебе будет еще хуже.
Так она рассуждала и вроде как все еще была вполне счастлива.
А гады тем временем становились все более злобными. Кусались чаще, лезли беспардоннее. Кажется, небольшой отряд оставался рядом постоянно, даже несмотря на дым.
Иногда ей казалось, что наверно будет лучше совсем отказаться от сигарет. Но она оглядывалась вокруг, видела рой насекомых и не могла согласиться с идеей лишиться хоть и неидеального, но механизма воздействия. А еще она видела этих затравленных отказавшихся. Брррр
Если бы я никогда не узнала этого фокуса, возможно, было бы легче. Но как же смириться с лишением, познав волшебство? Нет. Уж лучше так.
Так она рассуждала. И находила жизнь достаточно терпимой. Наверно.
Ее все чаще разрывали противоречия. Без сигарет атаковали кусачие противные засранцы. Стоило закурить, как изнутри давало пинка собственное тело. Не было больше комфортного положения. И так паршиво и этак.
Что делать? Она отчаянно мечтала, что произойдет какое-то чудо, что найдется третий путь. И однажды, ей встретился человек, который, кажется, этот путь нашел. Он отказался от волшебного дыма. Но не выглядел ни грустным, ни дерганным. Похоже, его совершенно не беспокоили насекомые. Неужели это возможно?
Он согласился рассказать, как же ему это удалось. Но вещи говорил странноватые:
- Видишь ли, в чем фокус. Всего этого жужжащего беспредела раньше не существовало не потому, что ты была молода и беззаботна. Просто раньше они тебя не замечали. Именно огонек первой сигареты сделал тебя видимой. А каждая последующая укрепляет эффект. Дым разгоняет их на минуту, а затем приманивает еще больше гадов к тебе.
Ей тяжело было согласиться. Все это как будто шло вразрез с ее опытом. Хотя… Может, это она замечала лишь малую часть происходящего? Ее собеседник на самом деле выглядел таким довольным жизнью. Может быть, он действительно разгадал суть фокуса? Он тем временем продолжал:
- К счастью, все поправимо. Если перестанешь зажигать огонек, они снова потеряют тебя.
- Почему же тогда отказавшиеся так несчастны? У некоторых прошли годы, но вокруг них ничуть не меньше гадов!
- Когда ты пытаешься бросить, насекомые впадают в ярость. Им необходимо, чтобы ты продолжала. Им, не тебе. И здесь в дело вступает особый яд, заставляющий видеть все искаженно. Если продолжать верить, что дым волшебный, если сильно-сильно по нему скучать, это будет работать почти как сам огонек, и гады останутся рядом. Но если помнить, что именно этот огонек приманивает к тебе тварей, ты выйдешь из-под их власти.
После этих слов рой насекомых зажужжал, замельтешил. Занервничали.
Рассудив, что она ничего не теряет и всегда сможет снова закурить, она решила рискнуть. Она повторяла как мантру: «дым не прогоняет тварей, а только привлекает новых». Она встречала все больше людей, которые подтверждали эти слова.
Не так уж много времени прошло, когда она вдруг осознала, что вокруг стало тихо и спокойно. Привычное «жжжжжж» затихло. Она оглянулась.
Раньше ей казалось, что мир заполонен жужжащими гадами. А как иначе, если они окружали ее плотным кольцом? Но теперь стало очевидно, что это было персональное облако.
Она увидела со стороны других – таких, как она в прошлом. Каждого окружало свой рой насекомых. Они могли отличаться размером, плотностью, видом тварей. Но кое-что было одинаковым – дым не разгонял облако. Гады лишь взлетали чуть выше, совершенно не думая покидать свою жертву окончательно. А затем обязательно возвращались, прихватив с собой пару новых друзей.
Ей стало очень жаль тех лет, что она провела в тесной жужжащей компании. Она сочувствовала тем, кого все еще окружал рой насекомых.
Но намного сильнее было чудесное чувство свободы и тишины. Тишины, за которую, оказывается, совсем не нужно платить.
(с) Анастасия Браун