В чем заключается настоящая и действительно нужная помощь ребёнку с нарушениями развития?
Человек в отличие от животных наделен ВОЛЕЙ, которая в физиологическом плане реализована в высших (корковых) отделах головного мозга. Но воля, это такой инструмент, осваивать который необходимо через постоянную работу. То есть при рождении, она еще находится в зачаточном состоянии, развивается в течение всей жизни и всегда только через УСИЛИЕ.
В самом начале жизни это происходит, например, когда:
🟢 ребёнок овладевает физческими навыками управления телом (сидеть, стоять, захватывать предмет и далее усложняя)
🟢 ребенок пытается подражать мимике и речи окружающих
🟢 концентрировать внимание и наблюдать
🟢 когда он учится прожëвывать твердую пищу и т.д.
В более страшем возрасте это проявляется не только в активном действии, через освоение новых навыков, но и в умении через усилие воли подавлять, затормаживать нежелательные импульсы:
🟡 не кричать;
🟡 уметь ждать, проявляя терпение;
🟡 уметь доводить дело до конца, даже когда не хочется и т.д.
Всё это, несмотря на неприятный оттенок ощущений серьёзно развивает волевой компонент (корковые структуры головное мозга, всё что отвечает за осознанность и самоконтроль).
Именно в ВОЛЕ проявляется личность ребёнка и взрослого человека, тогда как в отсутствии возможности управлять своим телом, эмоциями, поступками проявляется безВОЛИе.
То есть, когда вы не можете подчинить собственную эмоцию, преодолеть лень, пагубную привычку и т.д., это говорит о том, что именно ваше тело (животный организм со всеми врожденными инстинктами, нарушениями) сильнее вашей личности и руководит вашей жизнью, а не вы.
Как это соотносится с занятиями с нашими детками? Напрямую!
В наших детях отсутсвие воли (иногда усугубленное нарушением, расстройством развития) выражается в разных формах, например:
⛔ Отсутствие устойчивого зрительного контакта;
⛔ Слабое произвольное внимание;
⛔ Полевое поведение
⛔ Неумение ждать
⛔ Неумение доводить дело до конца и др.
"...Большая воля, - писал А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно.
Если ваш ребёнок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли". А. С. Макаренко, Избранные педагогические сочинения, книга I, АПН РСФСР, 1949
Кроме того, без участия воли невозможна полноценная имитация. А следовательно и перенятие как речевых, так и любых других жизненно-важных навыков.
У нас же с вами безВОЛИе часто проявляется через:
⭕ Нежелание (лень)заниматься с ребёнком самому (это же напрячься надо, лучше в телефоне посижу, а ему мультики включу)
⭕ Повышение тона во время занятия там, где необходима выдержка и многократное повторение
⭕ Нежелание регулярно вести записи результатов работы
⭕ Нежелание преодолевать токсичные привычки и т.д.
Поэтому, когда вы сталкиваетесь с проявлением безВОЛИя у себя или своего ребёнка, то чётко должны понимать, что это демонстрация того, что тело со всеми своими инстинктами, нарушениями и токсичными установками руководит вашей жизнью, с не вы.
#аутизм #аутизмпобедим #аутизмнеприговор #методикагудзенко #нейрокоррекция #сенсорнаяинтеграция #домашняякоррекция #зпр #зпрр #запускречи #развитиеречи