Кто бы мог подумать, что Иран входит в топ-10 мировых лидеров по производству беспилотников, но это факт Не от хорошей жизни иранским конструкторам пришлось вплотную заняться налаживанием производства широкой линейки БПЛА от разведчиков до ударных дронов. Цифра в 200 наименований беспилотников звучит внушительно.
Иран сделал упор на БПЛА по той простой причине, что у него отсутствует техническая возможность строительства собственных самолетов. Первый местный дрон взлетел более трех десятков лет. В далеком 1985-м Mohajer-1 и Ababil-1 начали боевое дежурство на границе с Ираком, зорко следя за происходящим вокруг.
Окончательное решение о строительстве дронов иранские власти приняли после событий 1988 года, когда ВМС США в пух и прах разнесли ВВС и ВМС Ирана. Причем американцы невольно дали толчок в развитии отрасли – сбитые беспилотники MQ-1, MQ-9, RQ-170 были разобраны по винтикам и тщательно изучены иранскими специалистами.
Имея образцы для подражания, были созданы собственные машины: разведчики Ababil-3 и Mohajer-4B, ударные БПЛА Mohajer-6 и Karrar, а также семейство дронов Shahed и камикадзе Arash.
Линейка беспилотников “Шахид” в настоящее время считается в мире одним из самых лучших и перспективных машин. Например, беспилотник Shahed 129 не уступает знаменитому американскому БПЛА Predator и китайскому Wing Loong II.
Особый интерес представляет линейка беспилотников с использованием стелс-технологий:
Shahed 161 имеет взлетную массой 170 кг и радиус полета до 250 км.
Shahed 191, взлетная масса которого составляет до 500 кг, а максимальная дальность полета – до 750 км.
Тяжелый БПЛА Shahed 171 с массой до 3 тонн и радиусом действия равным почти 2000 км.
Неплохо для страны, которая не имеет доступа ни к зарубежным двигателям, ни к импортному программному обеспечению. Даже недруги из издания Military Watch признают, что вооруженные новейшими корректируемыми авиабомбам Qaem иранские беспилотники очень опасные и чрезвычайно живучие в самых плотных условиях ПВО.