Найти в Дзене
Римма Раппопорт

Почему бытовой антисемитизм неприятен и как избавить от него свою речь

Раз в триста лет на меня находит, и я в какой-нибудь соцсети нажимаю «пожаловаться» при виде антисемитских высказываний. И вот я увидела комментарий в стиле «Есть евреи, а есть жиды, так вот эти — жиды» и пожаловалась на него. Опустим тот факт, что изначальный пост в ветке был про «хороших русских» (они-то и оказались «жидами», как вы понимаете). Твиттер мне ответил, что с комментарием все в порядке. Не нравится — занесите пользователя в чёрный список, чтобы больше не видеть его философских размышлений. Придётся теперь вам терпеть мои «философские» размышления. Недавно я побывала в Еврейском музее в Москве и с интересом прошла там тест на толерантность. В паре случаев отвечала скорее так, как хотела бы чувствовать, чем так, как чувствую. Результат получился нестыдным, но и зона развития наметилась. По мотивам противной ситуации в «Твиттере» и посещения музея я решила составить список типичных фраз, которые воспринимаются евреями как бытовой антисемитизм и оставляют неприятный осадок,

Раз в триста лет на меня находит, и я в какой-нибудь соцсети нажимаю «пожаловаться» при виде антисемитских высказываний. И вот я увидела комментарий в стиле «Есть евреи, а есть жиды, так вот эти — жиды» и пожаловалась на него. Опустим тот факт, что изначальный пост в ветке был про «хороших русских» (они-то и оказались «жидами», как вы понимаете). Твиттер мне ответил, что с комментарием все в порядке. Не нравится — занесите пользователя в чёрный список, чтобы больше не видеть его философских размышлений.

Придётся теперь вам терпеть мои «философские» размышления. Недавно я побывала в Еврейском музее в Москве и с интересом прошла там тест на толерантность. В паре случаев отвечала скорее так, как хотела бы чувствовать, чем так, как чувствую. Результат получился нестыдным, но и зона развития наметилась.

По мотивам противной ситуации в «Твиттере» и посещения музея я решила составить список типичных фраз, которые воспринимаются евреями как бытовой антисемитизм и оставляют неприятный осадок, даже если человек тактично молчит или вместе с вами улыбается. 

  1. «Как еврей»/«Ну ты еврей». Любые намёки на стереотип о еврейской жадности, проскакивающие в потоке речи, неприемлемы. Нет, «еврей» и «жадный» не синонимы. Хотите назвать кого-то жадным — используйте именно это прилагательное. А если вам его мало, загляните в словарь синонимов. Их там полно. Кстати, слова «еврей» в списке почему-то нет.
  2. Уменьшительно-ласкательные формы «еврейчик» и «евреечка» звучат отвратительно. Часто именно они удачно (на самом деле нет) сочетаются с сексуальной объективацией. Ну вы поняли: после слов «Была у меня одна евреечка» второй уже не будет.
  3. «Есть евреи, а есть жиды». В раздражившем меня комментарии я, конечно, не первый раз столкнулась с такой формулировкой. Наверное, в ней нужно увидеть намек на терпимое отношение к «нормальным» евреям. Но эффект обратный: она однозначно читается как проявление антисемитизма. Ближайший родственник этой знаменитой установки — «Я вообще евреев не люблю, но ты ничего». Кстати, на место «евреев» и «жидов» тут можно подставить представителей любых меньшинств — хоть национальных, хоть сексуальных. Слова меняются, а конструкции и производимый эффект — нет. Говорящему кажется, что он делает комплимент, основанный на исключении ряда людей из не очень-то симпатичной группы. Но здесь не исключение, а наоборот, обобщение, поскольку любые стереотипы основаны на обобщении. Вкупе с шаблонной конструкцией высказывание говорит о человеке больше, чем обо всех, кто удобно встраивается в клише «Есть нормальные X, а есть Y» и «Я вообще X не люблю, но ты ничего».
  4. Давайте пропустим объяснения по поводу слов «жид», «носатый», «пейсатый» и так далее? Точно так же я не переношу грубых наименований любых других национальностей. Как бы мне ни нравился фильм «Брат», хочется, чтобы в 2022 году Данила Багров уже перестал быть ролевой моделью. 
  5. Самое сложное — трансляция положительных стереотипов. Все евреи умные. Такой мудрый народ. Всегда любят своих детей. Это не так обидно, но и не безвредно. Все-таки приятнее получать комплименты, адресованные лично тебе, а не тебе как части большой группы, к которой ты волей случая относишься. Я понимаю, что обобщение — соблазнительная практика, но не все мужики козлы, не все феминистки заводят кошек (у меня вот аллергия) и так далее. Где-то в этом ряду не все евреи — академики, а некоторые из них ещё и детей своих не любят.

Антисемитизм, как и любая другая нетерпимость, обычно держится либо на «я с X не сталкивался и на всякий случай не люблю» («не читал, но осуждаю»), либо на «столкнулся с одним из X и теперь все про них знаю». Оба варианта не выдерживают проверки критическим мышлением. Так что, если вы рефлексирующий человек, но иногда какие-то из фразочек в вашей речи проскакивают, попробуйте от них отказаться. Я тоже по мере взросления и изменения взглядов избавилась от нескольких шуточно-уничижительных слов. Расхламлять иногда полезно не только квартиру, но и лексикон. Честное слово, не так много нужно, чтобы создать для другого ощущение безопасной коммуникации.

P. S. Все антисемитские комментарии под этим постом и под любыми другими буду удалять.