Вчера у нас разразилась страшная гроза, пропал интернет, а я осталась с единственным непрочитанным романом, скачанным еще год назад "Сад" Марины Степновой.
Это судьба, подумалось. За 3 часа я проглотила половину романа, и не смотря на все восторженные отзывы, коим он частично соответствовал, на многочисленные премии врученные автору, было очень стойкое ощущение, что с романом что-то не так. Об этом сегодня и поговорим.
Поток сознания
Много лет тому назад была у меня коллега, назовем ее Людмила. Людочка очень любила разговаривать. Едва оказавшись с человеком в одной комнате она начинала говорить, обо всем. О зубном враче и как ей лечили зуб, о детях, о клиентах, о мужчине с которым у нее роман и что она ела на завтрак. Ей не требовался от вас ответ, она не делала в этом монологе пауз, она просто выливала на вас поток сознания. Прекратить беседу можно было только вежливо откланявшись.
Стиль изложения Марины Степновой до боли напомнил мне Людочку. Приведу пример. Первая глава "Мать":
Богатая немка, вышедшая замуж 25 лет назад в каждом из 4 домов держит по библиотеке, в Петербургском доме у нее даже есть библиотекарь, который страстно в нее влюблен, однажды увидел ее бальные туфельки и чуть не умер от счастья, а через три года умер от чахотки, так и не узнав, что туфельки были не хозяйки, а ее родственницы, но о его смерти барыне не доложили. Приехала княгиня с мужем в новое имение, которое купила за прекрасный сад, позвала горничную, велела чай подать, а та сказала что малины нет, пошла барыня в сад сама, малины не нашла, но стала другие ягоды и фрукты есть, тут вышел муж, она поняла что страсти с ним не было, и соблазнила его, а чай испортился, ложку утащила сорока, сахар унесли муравьи... И так далее, и тому подобное. История в этой книге будет на вас просто выливаться, с кучей ненужных подробностей, не понятных персонажей.
Автор очень начитанная и умная женщина, в противном случае я бы не стала даже и читать эту книгу. Но стиль цунами "что думаю, то пишу" - это ужасно. Выкинув половину ненужного и сиюминутного роман только выиграл бы.
Второстепенные персонажи
Видимо это карма. Только недавно я защищала второстепенных персонажей, уверяя, что они украшают сюжет и делают его более ярким. Каюсь, иногда они сюжет запутывают. У Степновой масса второстепенных персонажей. Люди входят в книгу не успевая даже раскрыться. У них нет внешности и лица, зачастую они просто говорят кушать подано, но их вхождение с подносом тянется на 1,5 страницы. Вот таких второстепенных персонажей точно могло быть раза в два или три меньше.
Не ждите Тургенева и Чехова
До начала чтения книги я почитала восторженные отзывы, люди писали, что невероятно точно передан стиль 19 века, что Степнова - это новый Тургенев и Чехов. Что ж, тут речь о завышенных ожиданиях. Это не Тургенев и не Чехов. Простите, но великим писателям как-то удавалась передать народную речь без мата, например. Как-то же разговаривали конюхи у Чехова без крепких слов, и никто даже не подумал, что речь их слишком вычурна.
Почему же я так погрузилась в книгу
При всех очевидных минусах, я уже упомянула, что Марина Степнова умная и талантливая писательница, и поток ее сознания в какой-то момент затягивает. Кажется, что все ненужные нагромождения и случайные персонажи тормозят сюжет, но он вдруг делает резкий скачек. История развивается, сад меняется, оставаясь таким же прекрасным, а вместе с ним меняется и страна и Туся, судьба которой становится не безразлична.
Безусловно, дочитаю эту книгу до конца, хотя навряд ли решусь прочитать еще что-то у Степновой.
А вы читали "Сад" Марины Степновой? Интересно, совпали ли наши ожидания от книги? Давайте обсудим.