Расследования краж и утечек информации внутри бизнеса, сопровождение важных переговоров, отсев сомнительных кандидатов на ответственные посты — за этими услугами владельцы бизнеса и руководители госкомпаний обращаются к профайлерам.
Репортёр Мария Семёнова выясняла, как профайлеры отличают ложь от правды, почему с начала ***** на Украине возрос спрос на их услуги и могут ли родственники в Киеве и Одессе стать причиной увольнения?
«У нас в компании завёлся крот, который сливает информацию конкурентам», — с такими словами обратился один из основателей крупной IT-компании к двум своим партнёрам по бизнесу. Все трое начинали вместе и все новые идеи по развитию фирмы обсуждали лишь втроём. Правда, с некоторых пор их ещё не воплощённые планы и проекты повторяли конкуренты. При этом переговорная, где они решали деловые вопросы, находилась в подвале, доступ к которому был только у троих совладельцев. Дошло до того, что они начали подозревать друг друга.
Бизнесмены наняли специалистов, которые искали жучки, но те ничего не обнаружили. После этого они обратились к профайлерам.
«Когда мы оценили финансовую ответственность троих основателей, стало понятно, что никто из них не заинтересован в сливе. Затем изучили конкурентов. И тут обнаружились связи между тремя компаниями: где-то общие подрядчики, где-то — родственники. Основатель одной компании — племянник сотрудника коммерческого отдела другой. Стало понятно, что утечки шли не в три разных фирмы, а фактически в одну. Значит, источник слива информации, скорее всего, был один», — рассказывает Анна Кулик, руководитель Научно-исследовательского центра корпоративной безопасности.
Профайлеры начали искать крота с разговора с основателями. «Мы сели за стол в той самой переговорной, и я попросила их воспроизвести от и до ход совещания, — говорит Кулик. — Двое открыли блокноты, третий взял папку с листами А4: “Вот мы садимся, начинаем расписывать идеи, дальше обсуждаем, то, что согласовали, переносим в компьютер”. И тут я вижу, что тот, кто записывал на листе, рвёт его и привычным движением выбрасывает в помойку. Спрашиваю: “А кто здесь убирается?” — “А вот Ирина Васильевна, уже 10 лет с нами. Приходит, мы её запускаем по ключу, а сами пока чай пьём”».
Ирина Васильевна — обычная женщина, лояльная фирме и её владельцам, но с очень большими финансовыми сложностями и весьма показательными реакциями на проверочные вопросы профайлеров.
«Последние полтора года у неё болеет муж. В какой-то момент некто предложил ей платить за то, что она будет класть мусорные пакеты в определённое место. Ставить жучки конкурентам было дорого и хлопотно. Задействовать пресловутый “человеческий фактор” оказалось гораздо проще», — объясняет профайлер.
Специалисты по лжи.
Профайлеры занимаются составлением психологического портрета (или профиля — отсюда название профессии), сбором информации из открытых источников (например, поиск связей между сотрудниками компаний-конкурентов). Их часто называют специалистами по лжи, но на самом деле непосредственно отделением правды от вранья занимаются верификаторы — большинство профайлеров совмещают эти две профессии. К ним обращаются сотрудники силовых структур, адвокаты, владельцы бизнеса или просто люди, подозревающие партнёров в измене.
«Профайлер — это профессиональный параноик. Он должен знать психологию, психофизиологию, социологию, когнитивистику, лингвистику и психолингвистику, криминологию, OSINT (Open source intelligence — разведка по открытым источникам. — Прим. Baza), владеть инструментами юридической и финансовой оценки проектов, различными переговорными практиками, разбираться в транспортной и корпоративной безопасности», — объясняет Кулик.
Одно из направлений профайлинга в бизнесе — работа с новыми кадрами. Специалистов привлекают для оценки кандидатов, которые будут иметь доступ к внутренним ресурсам или финансам. Также к ним обращаются за экспертным советом при приёме на работу новых сотрудников, когда из двоих примерно равных кандидатов нужно выбрать одного.
Ещё одно направление — внутренние расследования, всё, что связано с неприятными инцидентами внутри бизнеса: хищение денег, утечки информации (инсайдерство, продажа базы данных). Также профайлеры работают на сопровождении переговоров, когда предстоит слияние компаний или деловое партнёрство и необходимо предусмотреть все риски.
#расследования #украина #россия #общество #спецоперация #работа #секреты