SEO менеджмент, как всем известно, это подбор рабочих инструментов, позволяющих эффективно проводить SEO продвижение сайтов . Но не забывайте, что это еще и кропотливая работа над ошибками, причем использовать для нее стоит главный инструмент веб-мастеринга – Гугл Серч Консоль. В случае, если сайт не индексируется поисковыми системами, загрузка происходит слишком медленно, присутствуют проблемы с безопасностью, нет должной оптимизации под мобильные устройства, есть сомнения по поводу того, корректно ли работают онлайн-площадки, эти инструменты Google вебмастера помогут определить их и выявить причины.
Как работать, и что интересное она предлагает с точки зрения СЕО – расскажем подробнее в нашей статье. И начнем мы по порядку — с того, как добавить страницу в Google Серч Консоль, поскольку именно с этого начинается работа с инструментарием ресурса.
Как добавить ресурс в Google Search Console
Заходим на сервис, нажимаем кнопку “Попробовать”. Запустить аналитику сервиса непросто: необходимо не только добавить сайт в Google, но и подтвердить права на него, и сделать это можно по разветвленному дереву вариантов.
Следующим экраном ресурс предоставит выбор: два поля для добавления.
Сначала нужно определиться, хотите ли вы получить аналитику целиком по домену, или вам необходима информация по конкретному разделу, URL. В первом случае вы добавляете в левое поле имя без префиксов (например seo-lebedev.ru). Во втором – используете правое поле и вводите полный URL (например, https://seo-lebedev.ru/, https://seo-lebedev.ru/).
В чем разница? Доменный ресурс будет анализироваться целиком, со всеми вариантами входящих в него протоколов. При анализе URL будут обработаны только данные конкретной ссылки: при анализе https://seo-lebedev.ru/ не будут собираться данные с https://seo-lebedev.ru/, а при обработке конкретной ссылки https://seo-lebedev.ru/blog сбор данных коснется только его, а не других подразделений.
Вы можете не ограничиваться одним вариантом, а задействовать оба для одного ресурса. После ввода доменов и URL нажмите кнопку «Продолжить».
Подтверждение прав на сайт через DNS
Помимо ввода ссылки для работы в панель вебмастера Google необходимо подтвердить ваши права на него.
Для каждого типа сложения существуют свои способы подтверждения. Начнём с ввода домена/субдомена. Чтобы подтвердить права на сайт в Google в следующем окне сохраните предложенную строку TXT. Затем откройте конфигуратор DNS и вставьте строчку в него. Для этого:
- Зайдите на регистратор домена.
- Перейдите в личный кабинет.
- Зайдите в панель управления.
- Щелкните «Добавить запись».
- Из предложенного кликайте на формат TXT.
- Вставьте запись в поле Text.
После проведения всех манипуляций вернитесь на вкладку, где у вас открыта Серч Консоль, нажмите «Продолжить». Доступ к DNS вашего ресурса у Google появится не сразу (впрочем, он сам об этом предупреждает), поэтому, возможно, придется подождать немного.
Подтверждение прав для URL
Если вы планируете анализ страниц в Google Серч Консоли по URL, вам будет предложено подтвердить права с помощью загрузки html-файла.
Как скачать HTML-файл на сайт?
- Скачайте предложенный файл.
- Заходите в админ панель.
- Загружайте его в админпанель.
- Сохраняйте изменения и не удаляйте файл, если в дальнейшем собираетесь пользоваться отчетами Search Console.
Помимо HTML есть и другие варианты, как подтвердить права. Перечислим их:
- Использование Google Analytics (необходимо подтверждение аккаунта Google).
- Подтверждение через Tag Manager.
- Ввод по аналогии с доменным подтверждением через конфигурацию DNS.
Каждый из них реально использовать для успешной регистрации своего ресурса в Google Search Console.
Обзор разделов, с которыми должен работать SEO специалист
После того, как вы сообщили о новом источнике для анализа, вам станут доступны все базовые разделы меню Google Веб Мастер.
В них входят:
- Обзор: компиляция всех данных об индексации, проверку микроразметки в Google, проблемы в целом. Таков сводный анализ, собравший основные данные из следующих разделов.
- Инструмент проверки URL в индексе Google (ранее он носил название «Просмотреть как Googlebot»).
- Вкладка «Эффективность». Именно она самая ценная и помогает получить всю нужную информацию для SEO.
- Индекс – это вся аналитика, собираемая поисковой системой по ранжированию и другим параметрам.
- Улучшение – раздел расширенных результатов, в том числе юзабилити мобильных устройств, фактор, также важный для СЕО.
- «Проблемы безопасности…» — еще одна глава, которая важна. В нем можно ознакомиться с применяемыми к ресурсу санкциями Google и проанализировать проблемы, вызвавшие санкционные меры.
- Прежние инструменты и отчеты: ранее в Консоли было немало полезных инструментов и рекомендаций для веб-мастеров, и они были частично перенесены в эту часть меню. Нас интересует анализ таргетинга по странам и анализ параметров URL.
- Меню ссылки — вы узнаете все ссылки на ваш сайт, а также наиболее используемые анкоры для них.
Рассмотрим меню в деталях и расскажем, как использовать Google Search Console для СЕО-оптимизации.
Эффективность
Информативная составляющая подразделения «Эффективность» представляет собой диаграмму, на которой показана динамика за определенный период по следующим показателям:
- Число кликов.
- Число показов.
- Средняя позиция.
- CTR.
Каждый из параметров выделен своим цветом, и по кличку на плашку соответствующего цвета над диаграммой можно отключать или выделять соответствующий график. Часовой интервал для анализа можно задать в панели фильтров – теперь он составляет максимум 16 месяцев.
Также с помощью добавления нового фильтра можно глубже анализировать поисковые запросы, фильтровать по отдельным параметрам или локациям.
Под диаграммой подсвечивается полная статистика по каждому параметру фильтра, между которыми можно легко переключаться. Так, благодаря статистическим данным с точки зрения СЕО можно проверять:
- По каким ключевым запросам чаще всего ранжируется ваш сайт или его конкретная часть.
- Какова динамика позиций.
- Какие страницы характеризуются низким CTR.
- По каким ключевым запросам веб-сайт находится в конце выдачи.
Все это позволит вам оптимизировать запросы и выделять URL, имеющие низкий CTR.
Проверка URL
Следующий интересующий нас параметр — это проверка URL, сначала он носил название «Просмотреть как Googlebot».
Просто вставляете интересующую вас ссылку в поле и получаете результат:
- Если webpage проиндексировано, появится окно подтверждения.
- Если же он не индексируется (например, не редкость при загрузке нового контента), появляется сообщение с соответствующей информацией, причем, в нем сразу же есть кнопка, с помощью которой вы можете отправить запрос индексации в Google Search Console.
Этот же инструмент можно использовать для проверки индексации мобильной версии, а также быстрой индексации обновленного контента.
Покрытие
В старой Серчи Консоли этот раздел назывался «Статус индексирования». Он показывает данные об индексировании в целом, причем самое главное, что нас в нем интересует, это график красного цвета – индикатор ошибок индексации. Кликните на него и вы получите сведения о том, что не попало под индексирование Google, а также о причинах ошибки.
Следует просматривать и диаграмму оранжевого цвета: в ней собраны страницы, имеющие предупреждения, но все же проиндексированные Google. Чтобы в дальнейшем избежать попадания в этот раздел, следует промониторить проблемы и устранить их.
Остальные вкладки – это проиндексированные страницы и те, которые исключены из индекса (например, при наличии атрибута noindex).
Файлы Sitemap
Эта часть аналитического инструментария предназначена для анализа карты сайта. Чтобы проверить Sitemap Google, нужно ввести ссылку на карту в поле (обратите внимание, ваш домен уже присутствует в строке).
После анализа карты вы увидите статус «Успешно» напротив файла сайта. После этого вы можете кликнуть по строке и в открывшемся окне просмотреть информацию об индексировании.
По своей сути, он дублирует раздел «Покрытие», но для сайта карты.
Удаление
Этот раздел не только анализирует, но помогает временно удалить нежелательные страницы из индекса поисковой системы.
Если вам нужно убрать контент, заменить его или обновить, но сделать это быстро невозможно, можно использовать удаление в Консоли для того, чтобы временно скрыть его из индексации, и Google Search для сайта не будет его показывать пользователям. Сроки удаления – до полугода. При отправке запроса на удаление вы можете выбрать один из двух вариантов:
- Временно удалить ссылку — она не будет отображаться в поиске, а кэш-версия будет удалена.
- Удалить из кэша – ссылка будет доступна для поисковых запросов, но его кэшированная версия и description в снопе будут удалены.
Также в этом разделе можно посмотреть сообщения об уже созданных ранее запросах на удаление.
Удобство для мобильных устройств
Хотите быть уверены, что ваш сайт точно отображается на мобильных устройствах? Тогда «Удобство для мобильных устройств» поможет вам убедиться в этом.
В отличие от данных отчета «Проверка URL», это позволяет увидеть количество ошибок в мобильной версии в целом.
Причем ошибки эти указаны точно, и вы сможете исправить их, руководствуясь данными аудита мобильной версии.
Проблемы безопасности и меры, принятые вручную
Этот отчет очень полезно скачивать время от времени, чтобы убедиться, что ваш сайт не был:
- Сломанный;
- Зараженный вирусами;
- Заблокирован в выдаче по санкциям Google.
При этом он показывает меры, принятые вручную сотрудниками Google (блокировка, удаление), например, если они обнаружили несоответствие их рекомендациям по обеспечению качества. Это одна из причин, по которым сайт не отображается в поиске, и, устранив ее, вы вернете утраченные позиции.
Если у вашего сайта есть проблемы с безопасностью, отчет продемонстрирует вам это. Такие сайты при переходе по ссылке отмечены значком, а Google при переходе выдает сообщения с предупреждением об опасности перехода вашим пользователям.
Таргетинг по странам
Этот раздел остался в наследство от старой версии Консоли. Он позволяет задать вашему домену региональную привязку, если он ее не имеет. Здесь также можно проверить, прописан ли на вашем сайте языковой тег hreflang, извещающий поисковик о наличии мультиязыкового контента.
Ссылки
И последняя глава, интересующая нас с точки зрения СЕО — это «Ссылка».
В ней представлено 4 варианта для просмотра:
- Отчет о внешних ссылках на страницу вашего домена.
- Отчет о перекрестных ссылках на сайте.
- Отчет с наиболее частыми ссылочными донорами.
- Отчет об анкорах.
С точки зрения оптимизации, вы можете использовать первый отчет для просмотра, который контент собирает наибольшее количество ссылок на внешних ресурсах. Также вы увидите, каким страницам количество ссылок нужно наращивать, в том числе, и какой контент можно использовать в качестве доноров для внутренних ссылок.
Выводы
Google Search Console – это не только универсальный солдат на службе веб-мастеринга, но и помощник для SEO-менеджера. С его помощью можно быстро отлавливать блох и повышать индексацию сайта. Понятный интерфейс и многофакторный анализ с точным определением ошибок помогут вам оперативно исправлять то, что мешает вашему сайту оказаться в ТОПе. Запускать его следует регулярно, ведь в Консоли собраны не только данные по эффективности домена и страниц, но и сигналы об ошибках безопасности, санкциях Google и неиндексированных данных.